Новак: Южная Корея и Россия все еще обсуждают прокладку трубопровода под водой


Южная Корея и Россия продолжают обсуждать прокладку трубопровода для поставок газа в республику. Страны рассматривают два варианта, рассказал министр энергетики Александр Новак в интервью ИТАР-ТАСС. Первый - строительство трубы через Китай с прокладкой по дну Желтого моря в Южную Корею. Об этом варианте речь шла изначально. В 2008 г. «Газпром» и южнокорейская Kogas подписали меморандум о взаимопонимании по поставкам природного газа из России в Корею. Но затем переговоры затормозились из-за сложностей внутренней обстановки в Китае.

Затем появился второй вариант - прокладка трубы напрямую в Южную Корею со стороны Владивостока по дну Тихого океана. «Газпром» оценивал второй вариант, и специалисты компании пришли к выводу, что с учетом сложного рельефа, большой глубины и относительно малого объема поставок газа (10 млрд кубометров в год) проект нерентабелен и на сегодняшний день не рассматривается, - рассказывает Новак. - Что касается первого варианта, он находится в стадии проработки, поскольку затрагивает еще и транзитную страну - Китай».

Трубопроводный газ должен стоить в среднем на 30% дешевле, чем СПГ, говорит министр, ссылаясь на мнение корейских специалистов. В меморандуме к евробондам, выпущенном в феврале 2013 г., говорилось о том, что поставки 10 млрд куб. м газа в год планировалось организовать уже в 2017 г.

Как подчеркнул Новак, переговоры ведет непосредственно «Газпром» с Kogas. Впрочем, в ноябре 2013 г. зампредправления «Газпрома» Александр Медведев сказал в интервью японской газете Mainichi Simbun, что «Газпром» пока остановил изучение проекта по строительству трубопровода на Японию и Южную Корею через КНДР. Он отметил, что были указания на опасность проекта для рыболовства и окружающей среды, а также напомнил о политических сложностях в регионе: «Идея трубопровода в Южную Корею через территорию КНДР остается на столе. Однако предварительным условием является продолжение переговоров о решении политических проблем, связанных с севером Кореи» (цитата по ИТАР-ТАСС).

В меморандуме к евробондам в 2014 г. информация о планах монополии поставлять к 2017 г. 10 млрд куб. м газа уже отсутствует и говорится лишь о том, что в 2011 г. «Газпром» подписал меморандум о взаимопонимании с правительством Северной Кореи и южнокорейской Kogas о том, что будет изучать возможности строительства газопровода через территорию Северной Кореи в Южную. Однако, как уточняется в новом документе, никаких обязывающих соглашений не достигнуто и никаких инвестиций в этот проект пока не делалось. На момент подготовки статьи получить ответ представителя «Газпрома» не удалось. Представитель Kogas был недоступен для комментариев.

«Для «Газпрома» сейчас вкладываться в строительство нового газопровода нецелесообразно», - считает содиректор «Инвесткафе» Григорий Бирг.

"Рассматривается три варианта поставок нефти в Южную Корею: трубопроводным транспортом либо через Северную Корею, либо по морю через территорию Китая, а также поставки СПГ, - замечает Бирг. - На мой взгляд, в настоящее время инвестировать в дополнительные узко направленные газотранспортные проекты "Газпрому" нецелесообразно, так как рост капзатрат будет негативно воспринят акционерами". Помимо этого, наиболее очевидной преградой поставкам газа по газопроводу через Северную Корею в Южную Корею, несомненно, является напряженная политическая ситуация между КНДР и Южной Кореей, уточняет аналитик. Учитывая, что Южная Корея почти полностью удовлетворяет спрос на энергоносители за счет импорта, сложно будет уговорить Южную Корею довериться КНДР в вопросе энергетической безопасности. "Гораздо выгодней в этом плане выглядит идея с увеличением поставок СПГ в страну за счет расширения существующих мощностей по производству СПГ (строительство третьей очереди на заводе по сжижению проекта "Сахалин-2" мощностью 5 млн т) или используя продукцию с нового проекта "Газпрома" - "Владивосток-СПГ" мощностью 10-15 млн т. Дополнительной выгодой от этого станет возможность поставлять СПГ и на другие рынки региона, тем самым диверсифицируя риски инвестиций в газопровод, рассчитанный лишь на поставки в Корею", - отмечает Бирг.