WSJ: Россия не может наладить продажу сувениров в Сочи

В эпоху коммерциализации всего и вся невозможно представить, что такое событие, как Олимпиада, окажется “недопроданным”. Но Россия есть Россия, пишет The Wall Street Journal
Д.Абрамов
Д.Абрамов / Ведомости

“Супермагазин” сувениров в Олимпийском парке Сочи встречает посетителей рекламой товара, который, по задумке организаторов, должен был стать самым популярным атрибутом Олимпиады - огромной белой перчаткой с разноцветными пальцами. Однако даже если бы, несмотря на +15 градусов Цельсия, участники захотели приобрести их, сделать это было бы нелегко, потому что организаторы создали невероятно сложные условия для всех желающих купить олимпийские сувениры.

Собственно говоря, найти их можно лишь в одном магазине. Он принадлежит компании Bosco di Ciliegi, обладающей основной лицензией на продажу продукции с олимпийской символикой. Однако чтобы попасть в него, иногда приходится простоять в очереди два-три часа.

В других местах выбор слишком уж ограничен, да и заметить эти маленькие магазинчики довольно трудно. Одну из неприметных сувенирных палаток на горной спортивной площадке для экстремальных видов спорта, например, можно запросто перепутать с туалетом или пунктом питания.

В эпоху коммерциализации всего и вся просто невозможно себе представить, что такое событие, как Олимпиада, окажется “недопроданным”. Но Россия есть Россия.

“Мы определенно недооценили спрос на нашу сувенирную продукцию - как здесь на самих играх, так и в России в целом, - говорит Ольга Черносвитова, вице-президент Bosco по маркетингу. - Мы не ожидали такого интереса... Мы даже предположить такое не могли”.

Россия продемонстрировала по-настоящему высокие амбиции при строительстве олимпийской инфраструктуры, стоимость которой составила $51 млрд. Однако коммерческие успехи, особенно при выдаче прав на использование и продажу товаров с олимпийской символикой, оказались более чем скромными. У прибывшего на игры может сложиться впечатление, что лишь концерты Rolling Stones, если бы они проходили во дворце зимнего спорта "Айсберг", могли бы превзойти по количеству посетителей сутолоку в магазине сувениров с олимпийской символикой.

Организаторы не называют объемы и масштабы своей коммерческой программы и не дают комментариев относительно трудностей, с которыми приходится сталкиваться желающим приобрести сувениры в Олимпийском парке.

Оргкомитет Олимпиады планирует заработать на розничных продажах около $500 млн, из которых примерно $30 млн составят доходы от выплат за пользование лицензиями 55 партнерами на 5000 видов товаров. Главным партнером Олимпиады является принадлежащая Михаилу Куснировичу Bosco.

Ситуация в Ванкувере на зимней Олимпиаде 2010 г. и в Лондоне на летней Олимпиаде 2012 г. была диаметрально противоположной. В Ванкувере оргкомитет выручил более $50 млн доходов от выдачи лицензий. В Лондоне было лицензировано 10 000 наименований товаров. В итоге организаторы заработали около $130 млн.

Чернсвитова заявляет, что в Сочи у организаторов было несколько причин не ожидать значительного спроса со стороны болельщиков. В России “не так сильна традиция привозить домой сувениры с какого-то события”, - говорит она. Кроме того, добавляет Черносвитова, бизнес по выдаче лицензий в России менее развит, чем в США или Европе.

Надо сказать, что скромные ожидания Bosco полностью оправдывались до начала Олимпийских игр. “Как будто кто-то нажал на специальную кнопку, - говорит Черносвитова. - “Включил” спрос на Олимпиаду за пару дней до начала”. “И мы не смогли на 100% удовлетворить этот спрос”, - добавляет она.

Магазин Bosco в Олимпийском парке определенно оказался неготовым к новой ситуации. Руководство планировало открыть лишь треть магазина в первую неделю игр. Остальные площади должны были открыться позднее, когда начнутся соревнования по хоккею, во время которых, как ожидалось, спрос вырастет.

Однако люди наводнили магазин с самого начала, выражая недовольство относительно небогатым выбором и длинными очередями. Остальные площади пришлось открыть полностью на пару дней раньше, чем планировалось.

Студент из Мурманска Николай Климов не в восторге от ассортимента Bosco. Он мечтал о покупке спортивного костюма, но, увы, в магазине не оказалось товара нужного размера. Не повезло и с расцветкой: синие костюмы были полностью раскуплены, так что выбирать Николаю пришлось между красным и фиолетовым. “А какие здесь цены!” - возмущается его мать, Татьяна Климова, рассказывая, что видела на витрине короткую детскую курточку (тоже красную) за чудовищную цену - 24 000 рублей. Но семья все же не ушла с пустыми руками, приобретя два рюкзака по 1900 рублей каждый. “Нормальная цена”, - говорит Климова.

“Не стоит этот магазин того, чтобы ждать так долго, - считает Сергей, 55-летний предприниматель из Краснодара, простоявший в очереди час. - Они заявляют, что это “супермагазин”. Но значит, это должно быть что-то особенное, не то, что сейчас”.

Конечно, программа продажи товаров с олимпийской символикой распространяется далеко за пределы Олимпийского парка. Около 50% продаж осуществляется в Москве, где находится еще один магазин Bosco. Непосредственно Сочи обеспечивает всего 15% продаж.

Черносвитова прогнозирует, что Bosco реализует планы продаж в любом случае и, возможно, даже перевыполнит их. Частично это объясняется тем, что самый продаваемый товар - дорогие куртки российской сборной. Радужные перчатки тоже расходятся неплохо по цене около 490 рублей за пару.

Однако по мере того как посетителей становится все больше перед началом самых популярных соревнований Олимпиады, Bosco предстоит выдержать новые испытания. “Мы подготовились насколько смогли”, - говорит Черносвитова.

Перевела Наталья Тихонова