Почему Евгения Плющенко стоит понять и простить
Спецкор «Ведомостей» - об уходе знаменитого фигуристаЕвгений Плющенко, который тремя днями ранее выиграл золотую медаль в командном турнире в фигурном катании, сегодня снялся с соревнований одиночников и объявил о завершении карьеры. Эта новость вызвала такой мощный взрыв в информационном пространстве Олимпиады, что промолчать будет неправильно.
Сейчас я буду защищать Евгения Плющенко и заранее знаю, что большинству это не понравится. Я даже знаю почему. Потому что он с грехом пополам прыгает всего один четверной и тяжело дышит между прыжками, а его соперники прыгают три четверных и за это время успевают показать чудеса пластики и выразительности. Потому что он хорошо высказывается о Путине. Потому что сам он - человек не то чтобы очень приятный в общении. Потому что его жена - Яна Рудковская, она продюсер нечеловеческой музыки и ходит в розовой меховой шапке. В конце концов, потому, что он не дал молодому дарованию, 19-летнему Максиму Ковтуну, выступить на Олимпиаде в Сочи и, возможно, лишил его шанса побороться здесь за медали.
Все это верно, да. Все это так. Но сейчас я вам расскажу одну историю. Для меня она стала определяющей в отношении - далеко не всегда однозначном ранее - к этому фигуристу.
Осенью прошлого года мы с коллегами задумали сделать один проект, назвали «Легенды зимних Олимпиад». Суть его в том, что мы приглашали в свою студию наших знаменитых чемпионов разных лет начиная с первых зимних Игр 1956 г., в которых СССР принял участие. Составили список. И поняли, что в нем чего-то не хватает. Если на Олимпиадах 1990-х гг. еще хватало людей, которых можно с полным правом назвать легендами мирового спорта (все они воспитаны еще советской школой спорта), то начиная с нулевых - просто беда. Отдельные чемпионы есть, а легенд - нет. Перестали производить. Или просто временный кризис.
Так вот Евгений Плющенко - легенда. Последний из тех самых легенд советского производства - пусть формально советские времена как действующий фигурист он уже не застал. Сейчас общественность гневно вопрошает, почему он не снялся с произвольной программы командных соревнований - ведь золотую медаль все равно бы уже получил (по этой версии, Плющенко нужна была золотая медаль Сочи лишь для того, чтобы дать импульс своей послеспортивной карьере, обеспечить, так сказать, старость). Или почему не снялся с личных соревнований несколько дней назад, когда стало понятно, что снова прихватила спина? Да потому, что он из той породы спортсменов, которые рвутся выступать, пока дышат. И снимаются тогда, когда понимают, что еще чуть-чуть - и перестанут ходить. Потому-то они чемпионы-легенды, а остальные - просто чемпионы.
И как легенды они имеют право на то, на что не имеют обычные чемпионы.
Много говорится о том, что на Олимпиаду Плющенко отобрался не по спортивному принципу. Правильно стоит понимать, что спортивному принципу следовало включение в состав Максима Ковтуна, провалившего прошлогодний чемпионат мира (туда его взяли, мягко скажем, сомнительным способом, он занял 17-е место - из-за чего Россия получила всего лишь одну квоту на домашнюю Олимпиаду в мужском турнире; попади он хотя бы в десятку - и в Сочи нашлось бы место двоим) и проигравшего январский чемпионат Европы двум другим россиянам?
Максим Ковтун сам упустил свой шанс. Причем дважды.
Со временем уйдет президент Путин, забудется творчество подопечных Яны Рудковской, сойдут те самые резвые соперники Плющенко, а потом сойдут и те, кто их обыграл. А имя двукратного олимпийского чемпиона, трехкратного чемпиона мира и семикратного чемпиона Европы Евгения Плющенко останется.
Просто сейчас мы этого еще не понимаем.