Как Мексика будет привлекать иностранцев в нефтяной сектор
Решение отказаться от госмонополии в энергетическом секторе должно быть подкреплено конкретными мерами, которые сделают инвестиции в страну интересными для зарубежных компанийПрезидент Мексики Энрике Пенья Ньето провел через парламент закон об открытии энергетического сектора страны для частных инвесторов - после 75-летней монополии государства. Но реализовать этот план будет непросто.
Иностранные нефтяные компании с интересом присматриваются к глубоководным и сланцевым запасам страны. В начале следующего года планируется принять второй пакет законов, которые определят условия выхода на рынок зарубежных игроков. Но они должны быть достаточно привлекательными, чтобы привлечь зарубежные инвестиции.
Реформа неэффективного энергетического сектора будет способствовать ускорению экономического роста и привлечению инвестиций в Мексику, но произойдет это не сразу. Возможно, эффект начнет сказываться не раньше, чем в 2018 г. истекут президентские полномочия Ньето. Но для него желательно добиться определенного прогресса к 2015 г., когда оппозиция, которая выступает против реформы, попытается превратить промежуточные выборы в парламент в референдум о доверии политике президента.
Ожидается, что в первом полугодии 2014 г. будет организован так называемый «нулевой раунд», во время которого государственная нефтегазовая корпорация Pemex будет иметь право выбирать, какие месторождения будет развивать самостоятельно, а для каких - привлекать партнеров. Это означает, что у Chevron, BP, ExxonMobil и Royal Dutch Shell появится возможность подать заявки еще до начала первого тендера.
«Есть два основных вопроса, которые необходимо решить прежде, чем мы сможем понять, насколько велик реальный интерес частного сектора», - говорит Данкан Вуд, директор Института Мексики в Woodrow Wilson Center. Прежде всего, это способность небольшой Национальной комиссии по углеводородам стать сильным независимым регулятором, который бы безупречно провел первый этап приема заявок. «Есть опасность, что они напортачат и это отвратит инвесторов, либо условия будут для инвесторов очень непривлекательными», - говорит Вуд.
Кроме того, Мексика планирует сотрудничать с частными компаниями через лицензии и соглашения о разделе продукции и прибыли, а не концессионные соглашения. Концессии, предполагающие передачу прав на эксплуатацию природных ресурсов, запрещены мексиканской конституцией. По мнению Вуда, это может отпугнуть инвесторов, так как создаст неопределенности и задержки при решении любых юридических вопросов. «Скажут ли иностранные инвесторы: «Я защищен, потому что правительство говорит, что лицензии будут как концессии», но при этом конституция запрещает концессионные соглашения?» - задается вопросом Эд Морс, глобальный директор по сырьевым рынкам Citibank.
Также реформа откроет сектор электроэнергетики. Правительство пытается продвинуть идею, что в будущем счета мексиканцев за электричество снизятся. Сейчас тарифы на электроэнергию в Мексике значительно выше, чем в США и большинстве западных стран, притом что правительство их еще и субсидирует. По мнению специалистов мексиканского исследовательского центра Cidac, министерство финансов по-прежнему будет определять тарифы в рамках реформы, поэтому планы по субсидированию неясны.
Аналогичным образом необходимо определить структуру роялти и налогов в нефтяном секторе. Сейчас треть поступлений в национальный бюджет составляют налоговые платежи Pemex.
Вместо того чтобы конкурировать с США в сланцевой революции, Мексике стоит сосредоточиться на импорте дешевого газа, чтобы поддерживать конкурентоспособность производства, считает консультант по энергетике Wood Mackenzie Иксчел Кастро. Но для этого необходимо построить новые газопроводы. Газовая труба Los Ramones, которая будет проложена от границы с США до центральной части Мексики, - крупнейший проект по развитию инфраструктуры за последние годы. Планируется, что ее строительство будет закончено в 2018 г. Но к тому времени, отмечает Данкан Вуд, потребность в газе увеличится и этот газопровод уже не будет способен полностью ее удовлетворить.
Тем не менее у Мексики есть большой потенциал в виде глубоководных запасов нефти и газа. Страна занимает шестое место в мире по технически извлекаемым запасам сланцевого газа и восьмое - по запасам сланцевой нефти, а запасы нефти на морском шельфе могут достигать 26 млрд баррелей. «Глубоководные резервы - это большой приз», - говорит Пабло Медина из Wood Mackenzi. Месторождение Perdido, обладающее большим потенциалом для Pemex, находится рядом с месторождением Great White, которое в американской части Мексиканского залива разрабатывают Chevron, Shell и BP, отмечает Медина.
По мнению Медины, есть еще много возможностей внутри страны, например, месторождение Chicontepec. В этом году Pemex получила только половину заявок на тендере на сервисное обслуживание из-за непривлекательных условий; реформа делает Chicontepec «главным кандидатом» на заключение партнерств с иностранными компаниями на привлекательных условиях, считает Медина.
«Эта реформа привлекла всеобщее внимание, - говорит Тим Сэмплс из бизнес-школы Terry Университета штата Джорджия. - Но теперь они должны показать, что у них серьезные намерения и они способны их реализовать».
Перевел Алексей Невельский