Как инновации подорвали сырьевой суперцикл
«То, что происходит, - это экономика для первокурсников»: высокие цены на сырье заставили производителей искать новые способы его добычиВ течение многих лет экономисты предупреждали, что растущий спрос на полезные ископаемые со стороны Китая и других развивающихся стран будет в течение длительного времени превышать предложение и в мире наступит дефицит сырья - от никеля до угля, от меди до зерна. В результате стал развиваться сырьевой суперцикл: с начала прошлого десятилетия цены на многие сырьевые товары выросли до астрономических высот.
Однако инновации и инвестиции радикально изменили эту картину. Они привели к увеличению предложения, что способствовало снижению цен на различные виды сырья в последние годы.
Рассчитываемый МВФ индекс всех сырьевых товаров, выросший втрое с 2000 по 2011 г., снизился примерно на 12% с пиковых показателей. Цена меди упала до рекордной отметки в 2011 г. на 28%, а цена на энергетический уголь - более чем наполовину с 2008 г.
Конечно, свою роль сыграло и сокращение спроса со стороны того же Китая, темпы роста экономики которого замедлились; к тому же цены на некоторые виды сырья, например нефть, по-прежнему в разы превышают уровни, наблюдавшиеся 10-15 лет назад. Тем не менее сырья на рынке сейчас более чем достаточно. "То, что происходит, - это прямо-таки экономика для первокурсников: нехватка товара провоцирует инновации", - говорит Дэвид Джекс, доцент из университета Саймона Фрейзера в Канаде, изучающий сырьевые циклы последнего столетия. Какие же инновации способствовали увеличению предложения на рынке?
Рынок ищет новые источники предложения
Наиболее известная - технология гидроразрыва пласта, массовое применение которой привело к сланцевому буму. Вода, смешанная с песком и химическими веществами, под давлением закачивается под землю, чтобы разрушить горные породы и высвободить находящиеся внутри газ и нефть.
Но и в сельском хозяйстве наблюдаются заметные перемены: фермеры осваивают новые участки пахотной земли и используют высокоурожайные гибридные семена.
В горнодобывающей промышленности компании используют сверла с алмазным покрытием бурильной головки для гораздо более глубокого, чем раньше, бурения. Они также проводят геологический мониторинг отдаленных территорий с помощью авиарадаров. Компании научились извлекать ценные породы из низкокачественных руд, добавляя химические вещества в минералы, чтобы металлы поднимались наверх или, наоборот, выпадали в качестве осадка. Наконец, начали работу многие из тех проектов, инвестиции в которые были сделаны годы назад, включая добычу в новых или расширенных медных, серебряных или никелевых шахтах.
В результате, согласно Геологической службе США и другим организациям, объемы добычи практически удвоились или утроились на рынке каждого из основных металлов в последние 20 лет.
По данным консалтинговой компании Raw Materials Group Stockholm, в 2000-2012 гг. производство алюминия увеличилось с 24,7 млн т до 45,7 млн т, а добыча железной руды, используемой для производства стали, выросла с 975 млн т до 2 млрд т.
Мировое производство зерна между тем увеличилось примерно на 270 млн т за прошедшие 10 лет, согласно Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. Этот рост стал самым значительным в истории и более чем в три раза превысил достижения предшествовавшего ему десятилетия.
Добыча пальмового масла, используемого в производстве печенья и быстрорастворимой лапши, увеличилась более чем в два раза с начала прошлого десятилетия, как и объемы урожая грецких орехов и миндаля.
Пока остается неясным, как мир сможет поддерживать рост добычи сырья, чтобы удовлетворить будущий спрос. Потребление энергии и других ресурсов на душу населения в Китае по-прежнему ниже, чем на Западе. Это означает, что предложение необходимо увеличивать, чтобы удовлетворить будущий спрос в стране по мере роста экономики. Ресурсы многих легкодобываемых минералов уже были исчерпаны, что, вероятно, приведет к росту себестоимости добычи в будущем.
Однако инновации последнего десятилетия показывают, что рынку могут быть доступны новые источники предложения. Технологические достижения этого периода сопоставимы с достижениями в добыче меди 1920-х гг., считает Джекс. А рост спроса во время Второй мировой войны привел к изобретению технологии производства искусственной резины.
К примеру, горнопромышленные компании усовершенствовали химический процесс для извлечения сырья из пустой породы. Rio Tinto добывает в Юте серебро, золото и молибден из побочного продукта, образующегося при добыче меди. В Миннесоте компания Magnetation использует машины, которые применяют магниты для добычи железной руды из отходов, образующихся при горной добыче.
Как Китай перекроил рынок никеля
Одним из самых удивительных примеров нестандартного подхода является производство никеля в Китае. В начале 2000-х гг. цены на никель были ниже $10 000 за т. Затем стремительный рост китайской экономики породил высокий спрос на нержавеющую сталь, для производства которой требуются никель и железо. Цены взлетели, превысив $51 000 за т в середине 2007 г.
Китайские производители стали были в ярости, особенно из-за того, что большая часть предложения никеля на рынке контролировалась иностранными компаниями, в частности, BHP Billiton, Vale и “Норильским никелем”. Никель в тот момент добывался в основном на так называемых сульфидных месторождениях в Канаде или России, где ресурсы были в основном уже выработаны.
При этом в Индонезии и других странах имеются огромные латеритные месторождения (формация в жарких и влажных тропических областях, образованная в результате выветривания горных пород) низкого качества. Руду с этих месторождений можно было переработать в никельсодержащий чугун, доля никеля в котором относительно низка - менее 15%. По оценкам аналитиков, себестоимость производства никельсодержащего чугуна была не менее $20 000 за т, что в два с лишним раза превышало цену никеля в начале 2000-х гг.
Но когда цена стала расти, у Китая появилось конкурентное преимущество: в стране сохранилось немало старых, неэффективных доменных печей, которые, как оказалось, при небольшой настройке могут перерабатывать латеритную руду в никельсодержащий чугун, который можно использовать в производстве ряда сплавов, включая нержавеющую сталь. И когда высокие цены на никель сделали такое производство экономически выгодным, на восточном побережье Китая заработали доменные печи, перерабатывая привезенную из Индонезии руду.
Tsingshan Holding Group, один из крупнейших производителей нержавеющей стали в Китае, активно экспериментировала с этим процессом и в итоге смогла увеличить долю никеля, получаемого из чугуна, с 2 до 11%, сократив при этом затраты на электричество на 40%. «По сути это своего рода революция в производстве никеля», - говорит Эндрю Шо, сырьевой аналитик Credit Suisse в Сингапуре.
За Tsingshan последовали другие компании по всему Китаю, в результате по мере совершенствования этой технологии себестоимость производства никеля упала до $12 500 за т. «Развитие технологии работы с никельсодержащим чугуном оказало мощный дефляционный эффект на рынок никеля в целом», - говорит Гейл Берри, аналитик Barclays. «Оно уничтожило мир» традиционного производства никеля, вторит ему Джим Леннон, эксперт по никелю и консультант австралийского Macquarie Bank, оговариваясь, что в будущем разрыв между спросом и предложением может вновь сократиться.
Эта инновация привела к снижению цен до менее чем $14 000 за т и превратила Китай в ведущего производителя никеля. Сейчас страна производит более 400 000 т никельсодержащего чугуна в год, что обеспечивает одну пятую мирового спроса.
Между тем западные горнодобывающие компании пытаются справиться с ростом предложения на рынке. По оценкам аналитиков, 40% мирового производства никеля сегодня убыточно. Некоторые ожидают, что Китай будет изобретать все новые способы удовлетворения внутреннего спроса.
Генеральный директор Glencore-Xstrata Айван Глазенберг заявил в этом году, что пессимистично настроен в отношении цен на никель в будущем. В октябре компания, занимающая четвертое место в мире по добыче никеля, объявила, что приостанавливает производство на месторождении Falcondo в Доминиканской Республике в связи с падением цен. Было сокращено 1000 рабочих мест. Glencore-Xstrata добывает никелевую руду в пяти станах, включая Индонезию, и продает большую ее часть Китаю для производства никельсодержащего чугуна.
“Китай переходит на самообеспечение [никелем], - заявил Владимир Потанин, генеральный директор “Норильского никеля”. - Китайцы производят сталь, необходимую им для развития промышленности. И поэтому им нужно наладить производство никельсодержащего чугуна рядом с производством стали. Я думаю, они достаточно умны и сильны, чтобы делать и то, и другое вечно”.
«Если бы мы не наладили этот процесс по производству никеля в Китае, думаю, цены сейчас были бы на уровне $80 000», - говорит Джон Ли, вице-президент дочерней компании Tsingshan в городе Ниндэ.
Перевели Наталья Тихонова, Михаил Оверченко