Энергетическая революция в США породила бум на рынке танкерных перевозок нефтепродуктов

Компании, занимающиеся морскими перевозками, инвестируют миллиарды долларов в строительство океанских танкеров для транспортировки дизеля, бензина и авиационного топлива на фоне энергетического бума в Северной Америке.
Reuters
Reuters

Судостроительная лихорадка представляет собой еще один эффект от энергетической революции в США и Канаде, где новые технологии бурения и добычи открыли доступ к огромным запасам нефти и газа. Добыча собственной нефти в США снизила расходы на нефтепереработку. Это позволяет более эффективно конкурировать с иностранными НПЗ, увеличивая экспорт и повышая спрос на новые танкеры. В 2011 г. США стали нетто-экспортером нефтепродуктов.

Нью-Йоркская Scorpio Tankers превратилась из неизвестной компании, еще только в 2010 г. владевшей десятком судов, в одного из крупнейших в мире танкерных перевозчиков нефтепродуктов по морю. Сейчас в ее флоте почти 50 судов. Scorpio уже заказала 65 новых кораблей стоимостью от $3,5 млрд до $4 млрд. Их поставка ожидается к началу 2016 г.

«Американский экспорт и экспансия нефтеперерабатывающей индустрии по всему миру определяют спрос на танкеры для перевозки нефтепродуктов», - говорит руководитель Scorpio Роберт Багби.

В июле, по данным Администрации энергетической информации США, экспорт американских НПЗ составил 3,8 млн баррелей в день. Это почти на две трети превышает показатели 2010 г.

В ближайшие три года среднегодовой рост спроса на танкеры для перевозки нефтепродуктов составит 7% (в терминах мощности), ожидает Николай Дывик из норвежской компании DNB Markets. Для сравнения: спрос на танкеры, перевозящие сырую нефть, скорее всего, упадет на 1,5% за тот же период, частично из-за того, что импорт нефти в США будет сокращаться и дальше.

Спрос на танкеры растет не только за счет экспорта американских нефтепродуктов. По оценкам участников отрасли, рост мощностей НПЗ в мире в ближайшее десятилетие достигнет 2,1% в год против 1,1% в предыдущие 10 лет. Это уже способствовало расширению в последние годы мирового флота танкеров для транспортировки нефтепродуктов, отмечает компания Drewry, занимающаяся консалтингом в области судоходства. Новые заказы выросли с 68 судов в 2010 г. до 116 в 2012 г. С января по сентябрь 2013 г. уже заказано 80 судов. Это означает, что общие показатели этого года превысят данные по предыдущим годам, считают аналитики.

Отрасль стала популярна среди инвесторов. Фонды прямых инвестиций в последние три-четыре года вложили около $5 млрд в финансирование строительства танкеров для перевозки нефтепродуктов.

Некоторые аналитики считают, что рост кораблестроения выглядит подозрительным на фоне замедления других секторов, например морских контейнерных перевозок. «Сочетание низких цен на строительство новых судов и быстро растущие инвестиции в танкеры для перевозки нефтепродуктов приведут к избытку мощностей, - утверждает Ларс Йенсен, генеральный директор датской консалтинговой компании SeaIntel Maritime Analysis. - Однако в такой цикличной отрасли, как корабельные перевозки, избыток мощностей - это часть бизнеса».

Тем не менее в данный момент рост экспорта ведет к увеличению финансирования со стороны как традиционных представителей отрасли, так и сторонних инвесторов. Maersk Tankers, подразделение датского гиганта Moller-Maersk, планирует инвестировать $400 млн в строительство 10 новых танкеров для транспортировки нефтепродуктов. В то же время компания намерена продать несколько судов для перевозки сырой нефти.

В октябре Blackstone Group, одна из крупнейших компаний мира по управлению фондами прямых инвестиций, объединилась с греческой Eletson Holdings, чтобы создать новую компанию по корабельным перевозкам Eletson Gas, стоимость которой, по оценкам, около $700 млн. Eletson Gas будет осуществлять транспортировку сжиженного нефтяного газа, используемого в качестве топлива. Blackstone предоставит средства для строительства новых судов и приобретения старых.

Рост спроса также способствует возвращению в отрасль некоторых компаний, которые уже давно отказались от транспортировки нефтепродуктов. Греческая Metrostar Managemant ушла с рынка танкерных перевозок в 2010 г., однако сейчас заказала 10 новых судов и обладает опционами еще на два танкера. «Изменение динамики на рынке сырой нефти и нефтепродуктов стало определяющим фактором для нашего возвращения в отрасль», - говорит один из топ-менеджеров Metrostar Иоаннис Феодоракис.

Перевела Наталья Тихонова