Можно ли собирать данные об инфляции в режиме реального времени?
Новые идеи и технологии могут изменить мир экономической информации: в США начинают отслеживать изменение цен в магазинах с помощью снимков на смартфоныМир экономической информации может существенно поменяться. Частные компании внедряют новые технологии на смену устаревшим методам слежения за мировой экономикой, предлагая корпорациям, хедж-фондам и правительствам постоянно обновляющиеся данные.
Компания Premise Data Corp. впервые предлагает следить за данными по инфляции в режиме реального времени - с помощью фотографий ценников на полках магазинов и в тележках покупателей. О запуске стартапа, одним из спонсоров которого является Google Ventures, должно быть объявлено во вторник; работа же над разработкой новой системы велась в течение двух лет. Компания наняла 700 сотрудников, которые с помощью смартфонов в 25 городах будут делать снимки продуктов, отслеживая ежедневное изменение цен. Специальная программа будет автоматически определять их местоположение, с точностью до конкретного магазина, и анализировать изображение, чтобы определить различия в качестве продуктов. Пользователи смогут увеличивать и просматривать эти изображения, как это можно делать в программе Google Street View. Также компьютеры Premise Data анализируют цены на сайтах интернет-магазинов.
Когда основатель и гендиректор Premise Дэвид Солофф планировал запуск своего стартапа, он еще не знал, что правительство США приостановит работу, из-за чего прекратится предоставление большей части официальных экономических данных.
Но даже когда правительство работает, отчеты по инфляции, занятости и многим другим экономическим показателям составляются раз в месяц и выходят с опозданием порой в несколько недель. Это создает проблемы инвесторам и политикам, которым необходимо быстро действовать в быстро меняющихся экономических условиях.
К тому же официальные данные по инфляции, пожалуй, наиболее часто подвергаются сомнению в разных странах: людям традиционно кажется, что цены растут быстрее, чем заявляют чиновники. Хроническое недоверие к публикуемым данным по инфляции в родной ему Аргентине сподвигло экономиста Массачусетского технологического института Альберто Кавальо начать в 2007 г. разработку проекта Billion Prices Project. Кавальо анализировал цены в интернет-магазинах по всему миру, чтобы отслеживать ежедневные значения инфляции. В результате в 2010 г. он создал ресурс PriceStats, который через финансовую компанию State Street распространяет информацию среди примерно 7500 клиентов.
Солофф считает, что PriceStats совершил прорыв в области измерения инфляции, и говорит, что цель Premise - предоставлять более точную информацию по отдельным продуктам, а не только по категориям, а также создать технологическую платформу для измерения других экономических показателей, не только инфляции.
В Premise говорят, что в период подготовки проекта уже договорились с шестью клиентами, включая крупную компанию по производству потребительских товаров, инвестиционный банк, два хедж-фонда и фонд прямых инвестиций. Также компания предоставляет информацию через терминалы Bloomberg, хотя здесь спрос пока, похоже, находится в зачаточном состоянии.
Главный экономист Google и советник Premise Хэл Варайан считает, что правительства разных стран смогут получить важную информацию о том, что волнует население. Чиновники смогут отслеживать изменение цен на популярные продукты (например, хлеб на Ближнем Востоке, кукурузу в Мексике, свинину в Китае) и, например, увидеть их рост до того, как он спровоцирует массовые выступления недовольных. «Это чувствительно с политической точки зрения, - говорит Варайан. - Иметь актуальную информацию очень важно».
Перевел Алексей Невельский