Коммерческий самолет-беспилотник совершил первый полет в США

Принадлежащий ConocoPhillips аппарат был запущен в Чукотском море; к 2015 г. беспилотники должны быть интегрированы в систему национального управления воздушным транспортом США
Don Ryan/ AP

Впервые в воздушном пространстве США был совершен полет гражданского коммерческого самолета-беспилотника. США намерены активно развивать коммерческое использование таких аппаратов и уже через два года интегрировать их в систему управления воздушным транспортом.

Аппарат ScanEagle, произведенный дочерним предприятием Boeing, компанией Insitu, и принадлежащей нефтегазовой компании ConocoPhillips, совершил полет в отдаленной зоне у берегов Аляски. Запуск был осуществлен с исследовательского судна в Чукотском море.

Вооруженные силы США используют ScanEagle с 2004 г. Но теперь начинается освоение беспилотниками гражданского сектора. Уже к 2015 г. они должны быть интегрированы в систему национального управления воздушным транспортом США. Начало процессу положил конгресс, в 2012 г. давший распоряжение Федеральному управлению гражданской авиации (FAA) начать подготовку к испытаниям беспилотников в воздушном пространстве США для использования в коммерческих и государственных целях.

Международная ассоциация беспилотных транспортных средств считает, что сельское хозяйство и общественная безопасность могут обеспечить около 90% спроса на коммерческие и гражданские беспилотники. Остальные 10% принесет бизнес - электроэнергетика, телевидение, нефтегазовая промышленность.

Conoco утверждает, что ScanEagles предоставляет большие возможности для бизнеса. Он способен наблюдать за перемещением льдов и миграцией китов, информируя компанию о потенциальных угрозах или рисках для окружающей среды во время проведения буровых работ в водах Арктики. Conoco также рассматривает вопрос об их использовании для наблюдения за нефтепроводами на предмет возможных утечек.

Наблюдение с воздуха часто применяется при реализации добывающих проектов на шельфе, говорит руководитель ConocoPhillips Alaska Тронд-Эрик Йохансен. Но беспилотники более безопасны и не такие шумные по сравнению с обычными самолетами, управляемыми людьми, и могут быть полезны при мониторинге и сборе данных, считает он.

Для FAA главным приоритетом в использовании беспилотников является безопасность. Запланированные испытания беспилотников «помогут нам убедиться, что мы поддерживаем высокие стандарты безопасности на фоне более широкого использования таких самолетов», заявил в прошлом году тогдашний министр транспорта США Рэй Лахуд. Проект Conoco «предоставляет FAA и всей отрасли необходимый опыт и расширяет горизонты для беспилотной гражданской авиации как в Арктике, так и во всем мире», сообщило управление в своем блоге на этой неделе.

Местом для проведения первых испытаний FAA выбрала три участка над международными водами, полеты над которыми, однако, контролирует управление. Один из них, в Чукотском море, и использовала Conoco. По заявлению компании, 36-минутный полет был совершен с целью проверки датчиков и навигационной системы самолета. Кроме того, Conoco рассчитывает таким образом ускорить процесс получения разрешения на будущие полеты в воздушном пространстве США.

Размах крыльев ScanEagle составляет 3 м, самолет способен лететь 18 часов на 6 л горючего, передавая видеосигнал оператору на земле в режиме реального времения. По оценкам Insitu, стоимость доставки изображения ScanEagle существенно ниже затрат на другие методы наблюдения.

Перевела Наталья Тихонова