Американские компании возвращают производство из Китая на родину

Рост зарплат в Китае и их стагнация в США, а также подешевевшая благодаря сланцевому газу электроэнергия заставили более половины опрошенных Boston Consulting Group топ-менеджеров перевести операции в США или задуматься об этом
Andy Wong
Andy Wong / AP

Из 200 респондентов 21% сообщили, что либо уже возвращают производство на родину, либо планируют это сделать в ближайшие два года. Еще 33% рассматривают такую возможность либо рассмотрят ее в ближайшем будущем. Эти показатели существенно превышают результаты прошлогоднего опроса BCG, когда производство из Китая в США переводили лишь 10% компаний, а задуматься об этом были готовы 27%.

В числе компаний, которые недавно объявили о таком решении, - производитель игрушек K'Nex, Trellis Earth Products, выпускающая товары из биопластика, производитель бюстгальтеров Handful.

Около двух десятилетий западные компании открывали заводы и фабрики в Китае, пользуясь дешевой рабочей силой. Это позволяло значительно экономить на издержках, а экспорт дешевой китайской продукции, по оценкам экономистов, внес существенный вклад в подавление инфляции в Америке и Европе. Перевод производства в Китай и другие развивающиеся страны привел к существенному сокращению занятости в промышленном секторе западных стран. Так, 20 лет назад в промышленности работало 17 млн американцев, а сейчас - почти 12 млн.

Но в последнее время ситуация изменилась. Конкурентное преимущество Китая как низкозатратного производственного центра стало сокращаться, виной чему - рост зарплат в стране в течение длительного времени. Кроме того, в прошедшие десятилетия десятки миллионов китайцев в поисках заработка переселились в города и пришли работать на заводы, и такого притока дешевой рабочей силы из сельских регионов уже не будет. Сказывается и ухудшение демографической ситуации: из-за политики «одна семья - один ребенок» численность трудоспособного населения в возрасте 15-29 лет существенно сократилась. Наконец, представители растущего среднего класса больше не хотят работать в тяжелых условиях на конвейерных производствах, и, чтобы привлечь работников, компаниям приходится повышать зарплаты.

По другую сторону Земли, в США, также произошли существенные изменения. Сланцевая революция привела к многократному падению цен на газ: если в 2008 г. он стоил почти $14 за 1 млн британских тепловых единиц (BTU), то в 2012 г. - менее $2 (сейчас - $3,7 за 1 млн BTU). Газ стал все активнее использоваться для производства электроэнергии, стоимость которой, в свою очередь, также заметно снизилась. Это дает производствам в США, особенно энергоемким, конкурентное преимущество.

Затраты на рабочую силу опрошенные BCG топ-менеджеры чаще всего называют главным фактором, определяющим решение о месте размещения производства. Зарплаты в Китае растут на 15-20% в год, тогда как средний заработок в производственном секторе США вырос с 2011 г. всего на 1,6% (и сократился в реальном выражении). «Америка уверенно становится одной из самых низкозатратных стран-производителей на развитых рынках», - писала BCG в другом своем отчете, опубликованном в августе.

Пока что возвращение компаниями производства в США не отражается на данных о занятости: в течение последнего года число работников остается чуть менее 12 млн человек. Однако Нэл Сиркин из BCG полагает, что эффект от релокации начнет сказываться в ближайшие несколько лет. «Это опережающие индикаторы. Если вы хотите, чтобы завод заработал в 2015 г., вы должны начать планирование в 2011 г., самое позднее - в 2012 г.», - говорит он.

По оценке BCG, возврат производств в страну и рост экспорта позволит к концу десятилетия создать в промышленном секторе США 0,6-1,2 млн рабочих мест, а с учетом роста занятости в сфере обслуживания в связи с увеличением производства - 2,5-5 млн мест. Наибольшую активность будут проявлять компании тех секторов, где относительные затраты на рабочую силу ниже, а на транспортировку продукции - выше, либо компании, у которых есть другие причины быть поближе к клиентам, считают эксперты BCG.

Например, именно необходимостью лучше реагировать на запросы последних британская компания Symington's объяснила в начале года перенос производства лапши на родину - тем более что затраты на ее выпуск в Йоркшире практически сравнялись с издержками на фабрике в Гуанчжоу. Зарплаты в реальном выражении в Великобритании тоже падают, к тому же компании оценивают и другие факторы, такие как контроль за качеством продукции, растущие транспортные расходы и необходимость быстрой доставки сырья и продукции потребителям.