«На чем супруги Андрей Шмаков и Кира Лукьянова зарабатывали до появления группы «Гленик»
В 1996 г. через статью в журнале «СПРОС» («Советы потребителям. Рейтинги. Обзоры. Ситуации») сотрудники следственного отдела 2-го РУВД Центрального административного округа Москвы обратились к пострадавшим вкладчикам концерна «Бинитек» с необычной просьбой - добиться в суде ареста принадлежащего «Бинитеку» топаза. Полудрагоценный камень, который «по своим характеристикам является коллекционным, а может быть, и музейным экспонатом», милиционеры обнаружили в ходе расследования уголовного дела, возбужденного в отношении руководства «Бинитека», как тогда писал журнал «Экономика и жизнь», «по многочисленным фактам мошенничества». Минерал изъяли и отправили на хранение в Мосстройэкономбанк. Но уголовное дело разваливалось, и следователи опасались, что если суд не арестует камень по просьбам потерпевших, то после прекращения следствия его вернут владельцам и он исчезнет.
Президентом концерна «Бинитек» был выпускник факультета технической физики МИФИ Андрей Шмаков. Он создал Международную биржу наукоемких и информационных технологий - «Бинитек» в 1992 г. и объявил, что с ее помощью намерен «приостановить отток российских мозгов на Запад». Предполагалось, что клиентами биржи станут изобретатели, которые начнут продавать зарубежным покупателям за валюту свои разработки, прошедшие экспертизу и сертификацию при участии американской фирмы Wistex Imports.
На первые торги, намеченные на 1 февраля 1992 г., выставлялись «ноу-хау производства изделий из композиционных материалов, литиевые элементы питания со сроком непрерывной работы до одного года, компактные электростанции на основе авиационных двигателей мощностью от 1 до 60 МВт», а также «стимулятор роста волос и нейтрализатор вредных воздействий - дурного глаза, вампиризма, выполненный в виде заколки для волос, кулона или браслета». О результатах торгов не сообщалось.
Спустя два года «Бинитек» представил новый проект - «алмазный вексель». Деньги, полученные от продажи векселей, Шмаков обещал направить на разработку алмазных месторождений в Сьерра-Леоне и Венесуэле. Шмаков уверял, что соглашения об этом уже подписаны с зарубежными добывающими компаниями. Буклеты «Бинитека» обещали потенциальным инвесторам доходность от 200 до 2000% в зависимости от срока обращения, а также информировали, что у концерна есть собственные средства для начала разработки месторождений, а уставный капитал концерна, который «финансирует конверсионные программы, вкладывает деньги в производство оборудования для нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности», составляет 50 млрд руб.
В октябре 1994 г., когда «Бинитек» остановил погашение своих векселей, а потом и вовсе прекратил деятельность, выяснилось, что компании нечем расплатиться с кредиторами. Уголовное дело в отношении Шмакова по жалобам вкладчиков возбуждалось дважды: сначала 2-м РУВД ЦАО Москвы, обнаружившим редкий топаз, а потом 4-м РУВД ЦАО. Шмаков даже какое-то время находился в розыске. Но доказать умысел с его стороны не удалось.
Сам Шмаков позже будет утверждать, что «Бинитек» расплатился бы с вкладчиками, так как владел драгоценными и полудрагоценными камнями, но этому «помешала налоговая» служба.
Кира Лукьянова - выпускница журфака МГУ, работала в газетах «Воздушный транспорт» и «Московский комсомолец». Со своим будущим мужем Шмаковым познакомилась, когда он торговал компьютерами - привела ему клиентов, рассказывала Лукьянова в одном из интервью.
В 1992 г. Шмаков создал концерн «Бинитек», и Лукьянова получила там должность вице-президента. В июне 1994 г., когда «Бинитек» уже вовсю принимал деньги вкладчиков, Шмаков и Лукьянова стали учредителями кипрской компании Ogata Property. По данным кипрского реестра, эта компания существует до сих пор, а Шмаков и Лукьянова по-прежнему ее владельцы. Кроме того, Ogata Property - совладелец компании Glenic SA, входившей в группу компаний «Гленик». Лукьянова работала в структурах «Гленика», а также возглавляла благотворительный фонд «Лучик надежды», зарегистрированный на той же Зоологической улице, что и офис группы «Гленик».
В 2007 г. Лукьянова стала депутатом Госдумы от партии «Справедливая Россия» и вошла в думский комитет по экономической политике. По данным сайта Госдумы, она участвовала в разработке нескольких законопроектов. Один из них - предоставление обществам с ограниченной ответственностью отсрочки по внесению изменений в уставные документы. В 2009 г. Лукьянова вместе с депутатом Ильей Пономаревым работала над проектом закона «О венчурной деятельности». Пономарев выступил свидетелем защиты на суде над Шмаковым и рассказал, что знает Шмакова уже 5-6 лет «не только как предпринимателя, но и как человека с большим сердцем».
В сентябре 2011 г. Лукьянова вышла из «Справедливой России» и перешла в «Правое дело», собираясь на очередные выборы в Госдуму. Но уже в октябре заявила журналистам, что в выборах участвовать не будет, поскольку уходит «в госструктуру на дипломатическую работу».