Китайские власти расследуют деятельность бывшего руководителя CNPC

Некоторые политические инсайдеры полагают, что правительство развернуло кампанию по сокращению влияния крупных государственных компаний и их руководителей
Цзян Цземинь.
Цзян Цземинь. / Daniel J. Groshong / Bloomberg

Антикоррупционная кампания, которая ведется сейчас в Китае, достигла высшей точки. Расследуется дело бывшего руководителя корпорации China National Petroleum Corp Цзяна Цзэминя. Некоторые политические инсайдеры полагают, что правительство развернуло кампанию по сокращению влияния крупных государственных компаний и их руководителей.

Цзэминь все еще возглавляет правительственную комиссию, контролирующую деятельность госкомпаний. Но в то же время в отношении его самого ведется расследование в связи с «серьезными дисциплинарными нарушениями», следует из заявления министерства контроля, организации по борьбе с коррупцией.

Цзэминь занял пост руководителя PetroChina в 2007 г., CNPC - в 2011 г. Под его руководством CNPC стала международной нефтяной компанией, обойдя Exxon Mobil по капитализации на рынке. По данным компании Dealogic, она потратила $12 млрд на заключение нефтяных и газовых сделок в Канаде, США и Франции.

Цзэминь оставил свой пост в марте, чтобы стать руководителем комиссии по контролю над государственными активами. Аналитики считают, что эта организация лоббирует интересы противников либеральных рыночных реформ. Представители комиссии и Цзэминь были недоступны для журналистов.

В ноябре Цзэминь стал членом Центрального комитета КПК, войдя в состав его 367 лидеров. Он является первым членом ЦК, ставшим объектом расследования властей в ходе антикоррупционной кампании, начатой новым президентом страны Си Цзиньпином. По мнению аналитиков и политических инсайдеров, расследование деятельности Цзэминя решает сразу несколько задач: популистскую (снижая уровень народного недовольства) и политическую (позволяя Си Цзиньпину избавиться от своих противников).

Китайские власти объявили на прошлой неделе, что расследование ведется еще против четырех топ-менеджеров - одного из CNPC и троих из PetroChina. Как минимум трое из задержанных нефтяников связаны с Чжоу Юнканом, ветераном нефтяной индустрии, который в свое время был руководителем CNPC. Затем он стал одним из наиболее влиятельных людей в Китае - членом ЦК и министром общественной безопасности. На этой должности он проработал пять лет, пока не ушел на пенсию в ноябре прошлого года. «Все эти люди похожи на Чжоу Юнкана, - сказал один из нефтяных аналитиков. - С нашей точки зрения, это все политическая борьба».

Чжоу Юнкана ни в чем не обвиняют. Однако некоторые аналитики утверждают, что он является одной из главных фигур во влиятельной группировке, к которой также относятся другие бывшие политики и руководители крупных государственных компаний. Они могут противостоять нынешним президентским политическим и экономическим реформам с целью защиты собственных интересов. «То, что происходит, - это не только кампания по борьбе с коррупцией, это еще и точечные атаки на политических противников Си Цзиньпина», - говорит Люк Пэйти, сотрудник датского Института международных исследований.

Последние пять лет, будучи членом Политбюро, Чжоу Юнкан обладал необыкновенной властью. В прошлом году его политическая репутация была испорчена, так как он поддерживал Бо Силая, который впоследствии был обвинен во взяточничестве, растрате и злоупотреблении служебным положением. Суд над чиновником состоялся в августе 2013 г. Жена Бо Силая ранее была осуждена за убийство британского бизнесмена.

Уничтожая противников, президент Китая пытается консолидировать власть. По мнению экспертов, он может стать наиболее мощным китайским лидером со времен Дэна Сяопина, архитектора экономических реформ в стране. КПК намерена реформировать влиятельные, но неэффективные государственные компании. Правительство стремится отойти от экспортно-ориентированной экономики, основанной на инвестициях. Власти рассматривают серию реформ, которые предполагают возможность отказа государственным компаниям в доступе к дешевым кредитам, выплату большей части прибыли правительству, открытию монопольных секторов экономики для конкуренции со стороны частного бизнеса.

Перевела Наталья Тихонова