Государство нашло способ забрать роялти у "Аэрофлота"

Иностранные авиакомпании продолжат выплачивать эти деньги, но их получателем будет другой субъект
А.Махонин
А.Махонин / Ведомости

С 2014 г. "Аэрофлот" не будет получать роялти, рассказал источник в Минтрансе. Иностранные авиакомпании продолжат выплачивать эти деньги, но их получателем будет госкорпорация "Организации воздушного движения" (ОРВД), добавил он.

Сообщение о роялти - наиболее вероятная причина снижения акций компании, считает аналитик БКС Игорь Краевский. "Новость была негативна для рынка. Все считали, что у них высокая рентабельность, больше чем у других, за счет роялти, и сейчас они этого лишатся. Однако по факту не так много оставалось и для каких-то фундаментальных оценок, влияние не такое сильное. Вполне возможно, что реакция рынка чрезмерная", - сказал эксперт.

Как ранее сообщал «Ведомостям» человек из Минэкономразвития, в проекте программы по приватизации госимущества государству предложено не выходить полностью из капитала авиакомпании «Аэрофлот». Раньше в документе фигурировало предложение полностью избавиться от акций авиакомпании. Но было принято решение сохранить 25% плюс 1 акция перевозчика за государством, отметил он. Пока у государства 51% авиакомпании. Это было сделано именно для того, чтобы сохранить контроль государства за получением роялти. Платежи, которые авиакомпания по межправительственным соглашениям получает с 1950-х гг., могут сохранить и после 2014 г., предположил он.

«Пока “Аэрофлот” - госкомпания, роялти он продолжит получать», - заявлял ранее собеседник «Ведомостей», близкий к совету директоров «Аэрофлота». Но если в компанию придет частный инвестор, у государства не будет возможности влиять на решения совета директоров, и оно не сможет даже частично получать пролетные деньги. «Мы хотим сохранить “Аэрофлот” как транзитный счет для роялти, это все-таки деньги государства, а не одной авиакомпании», - резюмирует чиновник из Минэкономразвития.

Россия обещала отменить роялти до 2014 г., однако взяла на себя это обязательство не в связи со вступлением в ВТО, а по двустороннему соглашению с ЕС, которое было подписано одновременно со вступлением в ВТО, объясняет федеральный чиновник, и планировалось отменить роялти не целиком - только примерно 65% платежа. В последние три года роялти приносили порядка $200 млн в год, знают два человека, близкие к «Аэрофлоту».

Получить комментарии представителя "Аэрофлота" не удалось.

Отмена транссибирских роялти увязана с позицией Европы по ETS (плата за выбросы парниковых газов самолетами, пролетающими над территорией Евросоюза), сообщил впервые осенью прошлого года замминистра транспорта Валерий Окулов. Если Европа не пойдет на компромисс, не исключено, что роялти будут сохранены.

После того как Евросоюз ввел экологический сбор за пролет самолетов над своей территорией, ущемляющий интересы российских авиакомпаний, правительство России уведомило ЕС, что роялти не будут отменены, пока не будет отменен экологический сбор, подтверждает позицию федеральный чиновник: «Европейцы приостановили действие сбора до 2014 г., но дальше что? Должна быть полная отмена».

Однако источник в Минтрансе парирует, что, согласно межправительственным соглашениям, "Аэрофлот" в любом случае перестанет получать роялти - все его договоры до 2014 г. Поэтому деньги будут возмещаться за счет увеличения аэронавигационных сборов для иностранцев, говорит он. Механизмы (как это будет делаться) прорабатываются.

В прошлом году вопрос передачи роялти государству стал причиной конфликта между Росавиацией и "Аэрофлотом". Представители в прошлом крупнейшего частного акционера в совете директоров авиакомпании Александра Лебедева - Алексей Навальный и Сергей Алексашенко - настаивали на сохранении роялти авиакомпании. Чего и добились при условии вложения этих денег в убыточные "дочки".

Акции «Аэрофлота» отреагировали снижением на новость о том, что авиаперевозчик больше не получит роялти от иностранных авиакомпаний. К 17:42 мск бумаги дешевели на 3,41%, до 48,79 руб. Ранее котировки падали на 5%, отмечает «Прайм».