Сланцевый бум в США не приносит прибыли крупнейшим нефтяным компаниям
Нефтяные мэйджоры, опоздавшие к началу сланцевого бума, пока не могут извлечь такой же выгоды, как небольшие компании: месторождения богаты запасами, но их разработка не всегда рентабельнаДобыча нефти в США достигла максимального уровня за несколько десятилетий, с ней взлетели и прибыли небольших нефтяных компаний. Крупные же компании, опоздавшие к началу сланцевого бума, пока не могут извлечь такой же выгоды: месторождения богаты запасами, но их разработка не всегда оказывается рентабельной.
В четверг Royal Dutch Shell объявила, что списала стоимость своих сланцевых активов в США на $2,2 млрд, квартальная прибыль компании из-за этого упала на 60%. Shell заявила, что рассмотрит возможности продажи некоторых американских активов.
ExxonMobil, с 2010 г. активно участвующая в добыче сланцевого газа в США, теперь ощущает на себе негативный эффект от постоянно низких цен на него. Из-за растущих издержек и падающей добычи квартальная прибыль компании снизилась на 57%, прибыль в расчете на баррель добытой нефти или газа сократилась на 23%.
Exxon и Shell потратили миллиарды долларов на приобретение компаний и прав на разработку сланцевых месторождений, у других компаний затраты на это были ниже. Кроме того, из-за своих гигантских размеров (суточная добыча нефти Exxon почти равна добыче на территории всего штата Техас) компаниям трудно увеличивать добычу и замещать истощаемые запасы нефти и газа. Что касается сланцевых активов, эти компании «вступили в игру поздно и необдуманно», считает Кен Медлок, директор центра энергетических исследований из Университета Райса в Хьюстоне: «Окупаемость их инвестиций сильно зависит от цен на сырье».
Как и Chevron, Exxon и Shell активно инвестируют в разведку и добычу энергоносителей. Совокупный объем их капиталовложений в текущем году может составить $111 млрд, что на 8% больше, чем в 2012 г. Им приходится адаптироваться к тому, что некоторые страны, обладающие богатейшими запасами нефти, например Ирак и Мексика, ограничили к ним доступ, таким образом затрудняя увеличение запасов и добычи.
Exxon и Chevron поставили перед собой амбициозные цели: за четыре года увеличить добычу на 14% и 26% по сравнению с уровнем 2012 г. соответственно. Shell же заявила, что не будет ставить задач по наращиванию объемов добычи, а вместо этого сосредоточится на прибыли. «Если мы будем брать в расчет только показатели объема добычи, наши долгосрочные капиталовложения могут оказаться менее рентабельными», - заявил в одном из интервью финансовый директор компании Саймон Хенри.
Североамериканские сланцевые активы в последние годы были очень привлекательны для энергетических гигантов, стремящихся нарастить запасы. Технология гидроразрыва пласта позволила добывать ранее недоступные нефть и газ и способствовала росту прибылей таких небольших компаний, как EOG Resources и Chesapeake Energy.
Согласно опубликованным в четверг данным Управления энергетической информации США (EIA), работающие в США компании увеличили запасы нефти примерно на 3,8 млрд баррелей в 2011 г. - это самый значительный годовой прирост с 1977 г., когда EIA начало публикацию данных. EIA оценивает текущие запасы нефти в США, добыча которых коммерчески выгодна, в 29 млрд баррелей, это самый высокий показатель с 1985 г. Запасы газа выросли на 9,8% до 348,8 трлн куб. футов (9,88 трлн куб. м).
Рост добычи нефти в США создает «важное экономическое преимущество», снижая потребности страны в импорте нефти, заявил министр энергетики США Эрнест Мониц.
Но сланцевый бум не обязательно несет прибыли компаниям.
Shell на протяжении многих месяцев пыталась повысить рентабельность своих американских сланцевых активов. В условиях низких цен на газ в США компания решила переориентироваться на добычу сланцевой нефти, о чем заявила ранее в этом году. Но не преуспела в этом. Обнаружить нефть оказалось сложнее, чем газ. В целом деятельность компании по разведке и добыче на территории Северной и Южной Америки во II квартале оказалась убыточной, отчасти из-за высоких издержек. При нынешнем уровне цен на нефть и газ ситуация не изменится как минимум до конца текущего года, считает компания.
В 2010 г. Exxon потратила $25 млрд на выкуп компании XTO Energy, специализирующейся на добыче сланцевого газа. Благодаря росту в прошлом квартале цен на газ в США прибыль Exxon на американском рынке выросла на 62% и превысила $1 млрд. Но инвестиции в XTO размыли эту прибыль, не решив задачи увеличения глобальной добычи компании, признала Exxon. Совокупный объем ее добычи снижается уже восемь кварталов подряд. Во II квартале падние составило 1,9%, а прибыль от добычи энергоносителей в мире снизилась на 25% до $6,3 млрд. Впрочем, отчасти столь резкое падение прибыли связано с тем, что годом ранее показатели компании были рекордно высокими благодаря продаже активов и налоговым льготам.
Вложения Chevron в сланцевые активы в США и Канаде скромнее, чем у Exxon и Shell. Но в четверг вечером стало известно о покупке подразделением компании прав на разработку сланцевого месторождения в Западной Канаде площадью 67 900 акров (275 кв. км), цену сделки компания не раскрыла.
Перевела Надежда Дмитриенко