CEDC перешла под контроль Рустама Тарико
Рустам Тарико стал вторым в мире производителем водки после Diageo. Потратив $440 млн, он взял под контроль алкогольный холдинг CEDCRoust Trading, «дочка» «Русского стандарта» Рустама Тарико, завершила консолидацию Central European Distribution Corporation (CEDC). Вместе «Русский стандарт» и CEDC заняли второе место в мире по объемам производства водки. Многолетний лидер глобального водочного рынка – английская Diageo: она в прошлом году произвела около 30 млн девятилитровых кейсов водки, 26 млн из которых пришлось на Smirnoff. Объединенная с «Русским стандартом» CEDC могла в прошлом году разлить около 27 млн кейсов: 2,9 млн кейсов произвел «Русский стандарт» (эту цифру компания раскрывала), около 17 млн кейсов могла произвести российская «дочка» CEDC – «Русский алкоголь» и около 7 млн – польские предприятия холдинга (такие расчеты «Ведомостей» подтвердил источник, близкий к компании). Таким образом, объединенная компания оставила позади производителя Absolut – Pernod Ricard и производителя Grey Goose – Bacardi.
Как Тарико платил кредиторам CEDC. 665
Миллионов долларов – примерно на столько сократился долг CEDC в результате реструктуризации. Обязательства уменьшились с $1,24 млрд до $577 млн. Владельцы кредитных нот выпуска с погашением в 2016 г. получили в сумме $172 млн деньгами и $650 млн новыми нотами с погашением в 2018 г. (это покрывает 83,7% общего объема их прав требований размером в $982,2 млн). Из выпуска с погашением в 2013 г. погасить оставалось бумаги на $284 млн. Часть из них консолидировала Roust Trading, держатели оставшегося получили $25 млн деньгами и $30 млн облигациями Roust Trading. В результате Roust Trading получила 85% в капитале обновленной компании за расчеты с держателями бумаг 2016 г., 10% – за расчеты с бумагами 2013 г. и еще 5%, которые по первоначальному плану должны были получить нынешние акционеры. Американское законодательство дает приоритет в получении компенсации от банкротящейся компании ее кредиторам, акционеры же могут рассчитывать на компенсацию только после полного расчета с кредиторами, объясняла ранее представитель CEDC Анна Залуска. Поскольку CEDC рассчиталась с кредиторами не полностью, это дало Тарико возможность получить 100% компании. Эту схему 13 марта утвердил суд по банкротствам американского штата Делавэр.
CEDC
алкогольный холдинг. Объем производства водки в России – 14,9 млн дал, доля рынка – 15%. Акционеры: 100% – структуры Рустама Тарико. Финансовые показатели (Девять месяцев 2012 г.): Выручка – $524,5 млн, Чистая прибыль – $8,3 млн.
Чтобы поглотить CEDC, Тарико потребовалось почти два года (подробнее см. на www.vedomosti.ru). Приобретение уже обошлось ему в $440 млн. А объединенной компании придется заплатить кредиторам еще немногим менее $700 млн: около $600 млн CEDC должна держателям реструктурированных кредитных нот (их нужно будет начать гасить в 2016 г.) и еще $100 млн Roust Trading должна инвестиционному подразделению «Альфа-групп» А1 (этот кредит выдан на год с возможностью пролонгации на три года). Неизвестно, сможет ли CEDC обслуживать такой долг и как Тарико собирается развивать бизнес CEDC, говорит аналитик «ВТБ капитала» Иван Кущ. Представитель «Русского стандарта» отказался от комментариев.
Держи долги выше
Первую компанию группы CEDC – Carey Agri американец Уильям Кери с партнерами создал в 1990 г. Она занималась дистрибуцией пива и алкоголя в Польше. Бизнес рос, и в 1998 г. CEDC провела первичное размещение на NASDAQ. В 2006 г. дистрибутор начал диверсифицировать бизнес – он приобрел производственные площадки в Европе. А в 2008 г. сделал первую покупку в России – компанию «Урожай», производителя водки Parliament. За следующие два года Кери в России купил компанию «Русский алкоголь» (производитель «Зеленой марки» – водки номер один в России) и дистрибутора элитного алкоголя Whitehall. На российские приобретения CEDC потратила около $1,3 млрд. Все эти деньги компания занимала на открытом рынке – разместив три выпуска кредитных нот.
Российские марки, которые приобрела CEDC, были в лидерах глобального рейтинга крупнейших алкогольных брендов Millionaires журнала Drinks International. «Зеленая марка», по данным журнала, в 2009 г. была на втором месте по объемам производства в мире после Smirnoff. Но с 2010 г. объемы производства «Зеленой марки» начинают падать, а экономика – стремительно ухудшаться. В 2010 г. CEDC впервые фиксирует чистый убыток в $104,78 млн, а по итогам 2011 г. он составляет уже $1,3 млрд – в полтора раза больше чистой выручки ($878 млн). Правда, почти весь убыток был сформирован из-за переоценки активов компании.
Убытки для компании оказались непосильными: в феврале 2012 г. Кери на телеконференции признался инвесторам, что самостоятельно расплатиться с кредиторами в 2013 г. компании будет не под силу (в марте нужно было платить по $300-миллионному выпуску). Позднее оказалось, что Кери еще весной 2011 г. занялся поиском инвестора для компании. И очень скоро начал переговоры с Тарико, выяснилось из материалов, которые CEDC подала в американскую Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) в мае 2012 г. Но если первоначально переговоры предполагали, что Тарико в обмен на помощь получит около трети CEDC, то в финале Тарико получил компанию целиком, а Кери покинул ее, лишившись всех своих акций.
Сила бренда
CEDC работает на трех рынках – в России, Польше и Венгрии. 80% стоимости алкогольного бизнеса – это бренды, говорил ранее «Ведомостям» президент водочной компании «Белое золото» и в прошлом гендиректор «Росспиртпрома» Сергей Зивенко.
На стоимость брендов приходилось около $900 млн из заплаченного CEDC за «Русский алкоголь» $1 млрд, рассказывал в 2010 г. «Ведомостям» тогдашний гендиректор «Русского алкоголя» Кайрат Жангозин; в 2008 г. Pernod Ricard заплатила за Absolut 6 млрд евро, а в 2004–2005 гг. Bacardi-Martini заплатила за Grey Goose более $2 млрд.
В 2012 г. в рейтинге Millionaires ни «Зеленой марки», ни других брендов CEDC уже нет: компания не подавала данных для участия в нем, поскольку была занята более насущным вопросом – поиском решения для расчета с кредиторами компании, рассказывал ранее один из ее топ-менеджеров. Но в 2011 г. из 30 крупнейших водочных брендов мира CEDC принадлежало пять, а объединенной компании с учетом «Русского стандарта» – шесть. Больше нет ни у кого из производителей.
Основную ценность CEDC составляют ее водочные бренды, лидирующие в своих сегментах, говорит директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. В России в портфеле у компании 10 водочных марок – «Журавли», Parliament, «Маруся», «Ямская» и др. В Польше CEDC производит Bols, Soplica, Zubrowka и др.
Но главный бренд в портфеле CEDC – «Зеленая марка», лидировавшая на рынке по объемам продаж с 2007 г., продолжает Дробиз. Правда, в этом году розничный аудит Nielsen (волна февраль – март 2013 г.) показал, что «Зеленая марка» уступила лидерство «Пяти озерам» Алкогольной сибирской группы и «Беленькой» компании «Синергия». Официальных комментариев по этому поводу компания не давала. Источник в «Русском алкоголе» допускает, что изменение в долях рынка могло случиться из-за того, что в конце прошлого года многие компании активно разливали водку в преддверии роста акцизов – это нарушило привычную картину. Дробиз полагает, что «Зеленая марка» в целом по России сохранила первое место.
Одна только «Зеленая марка» стоит $300 млн, считает Дробиз, вся же CEDC может стоить до $500 млн. Больше никто из опрошенных «Ведомостями» экспертов оценить компанию не взялся.
Хозяин заводов
Россия – крупнейший в мире рынок водки, говорится в отчете CEDC за 9 месяцев 2012 г. (последний опубликованный). Около 70% продаж компании приходятся на Россию. Всего производственных площадок у компании семь: пять в России и две в Польше. На российских заводах CEDC в 2012 г., по данным Росстата, было произведено 15% всей российской водки. CEDC данных об объемах производства не раскрывает, представитель компании на запрос не ответил.
Крупнейшие российские заводы CEDC – «Топаз» в подмосковном Пушкине (его мощность – 15 млн дал в год; это крупнейший в стране действующий водочный завод) и новосибирский Сибирский ЛВЗ (мощность – около 11 млн дал водки и 7 млн дал коктейлей). На этих предприятиях разливаются основные бренды «Русского алкоголя»: «Зеленая марка», «Журавли», «Маруся» и др. Водка Parliament разливается в Балашихе на площадке «Парламент продакшн». Также у компании есть завод алкогольных коктейлей «Браво премиум» в Петербурге. А Первый купажный завод в Туле компания выставила на продажу летом 2011 г., но покупателя до сих пор не нашла. Два польских завода CEDC – «Полмос Белосток» и «Оборники» – вместе могут производить 13 млн дал.
Где резервы
Алкогольный бизнес самого «Русского стандарта» состоит из производственной площадки в Петербурге, спиртзавода в Татарстане, итальянского винного дома Gancia и дистрибуторской компании «Руст инк.» (эксклюзивный импортер и дистрибутор Rémy Martin, Piper Heidsieck, Metaxa, St Remy, Cointreau, Jägermeister, Dalmore и др.). Компании принадлежат водочные бренды в премиум-сегменте – «Русский стандарт» (лидер сегмента в России; 8-я строчка в рейтинге Millionaires в 2012 г.) и Imperia. В 2012 г. компания произвела 2,9 млн девятилитровых кейсов водки, около 70% которой отправились на экспорт.
Ни в «Русском стандарте», ни в CEDC никак не комментируют вопросы об интеграции бизнесов компаний, но некоторые из этих процессов начались еще в прошлом году – после того как Тарико возглавил совет директоров CEDC. В сентябре 2012 г. в совет директоров «Русского алкоголя» вошел вице-президент «Русского стандарта» Игорь Косарев. Около полугода назад менеджмент «Русского алкоголя» переехал в новый офис «Русского стандарта» в Москве.
Синергия в таких сделках достигается в первую очередь за счет объединения операционных служб, говорит аналитик инвестфонда Paradigm Investments Михаил Лощинин. Компании могут объединить усилия в продажах – за счет единого штата торговых представителей, которые довольно дорого обходятся производителям алкоголя, продолжает Лощинин. Другое направление, где могли бы объединить усилия CEDC и «Русский стандарт», – экспортные операции, считает аналитик. Вчера «Русский стандарт» сообщил, что его дистрибуторская компания «Русский стандарт водка» выводит на рынок США «Зеленую марку», которая там будет продаваться в среднепремиальном сегменте.
Серая перспектива
В январе 2013 г. акциз на спирт в России был повышен на 33% (с 300 руб. в 2012 г. до 400 руб. за 1 л безводного спирта) – это самое существенное увеличение за всю историю. В 2014 г. запланировано повышение еще на 25% до 500 руб., а в 2015 г. – на 20% до 600 руб. Вслед за ростом акцизов на спирт дорожает легальная водка: по расчетам участников рынка, в 2015 г. пол-литровая бутылка легальной водки должна подорожать минимум до 280–300 руб. против сегодняшних 170 руб. Такое подорожание может привести к резкому росту нелегального производства и ударить по экономике алкогольных предприятий, не раз говорили «Ведомостям» представители компаний-производителей. Повышение акцизов несет в себе риски для участников рынка, считает предправления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. По его словам, общее падение производства по отрасли в этом году из-за роста ставки акциза – более 20%. По сути, все, что было сделано государством правильного и полезного для легализации рынка за последние три года, сводится на нет последствиями роста ставки акциза, считает Добров.