CEDC перешла под контроль Рустама Тарико

Рустам Тарико стал вторым в мире производителем водки после Diageo. Потратив $440 млн, он взял под контроль алкогольный холдинг CEDC
Компания Тарико уже объявила, что выведет «Зеленую марку» на рынок США
Компания Тарико уже объявила, что выведет «Зеленую марку» на рынок США / С. Портер / Ведомости

Roust Trading, «дочка» «Русского стандарта» Рустама Тарико, завершила консолидацию Central European Distribution Corporation (CEDC). Вместе «Русский стандарт» и CEDC заняли второе место в мире по объемам производства водки. Многолетний лидер глобального водочного рынка – английская Diageo: она в прошлом году произвела около 30 млн девятилитровых кейсов водки, 26 млн из которых пришлось на Smirnoff. Объединенная с «Русским стандартом» CEDC могла в прошлом году разлить около 27 млн кейсов: 2,9 млн кейсов произвел «Русский стандарт» (эту цифру компания раскрывала), около 17 млн кейсов могла произвести российская «дочка» CEDC – «Русский алкоголь» и около 7 млн – польские предприятия холдинга (такие расчеты «Ведомостей» подтвердил источник, близкий к компании). Таким образом, объединенная компания оставила позади производителя Absolut – Pernod Ricard и производителя Grey Goose – Bacardi.

Как Тарико платил кредиторам CEDC. 665

Миллионов долларов – примерно на столько сократился долг CEDC в результате реструктуризации. Обязательства уменьшились с $1,24 млрд до $577 млн. Владельцы кредитных нот выпуска с погашением в 2016 г. получили в сумме $172 млн деньгами и $650 млн новыми нотами с погашением в 2018 г. (это покрывает 83,7% общего объема их прав требований размером в $982,2 млн). Из выпуска с погашением в 2013 г. погасить оставалось бумаги на $284 млн. Часть из них консолидировала Roust Trading, держатели оставшегося получили $25 млн деньгами и $30 млн облигациями Roust Trading. В результате Roust Trading получила 85% в капитале обновленной компании за расчеты с держателями бумаг 2016 г., 10% – за расчеты с бумагами 2013 г. и еще 5%, которые по первоначальному плану должны были получить нынешние акционеры. Американское законодательство дает приоритет в получении компенсации от банкротящейся компании ее кредиторам, акционеры же могут рассчитывать на компенсацию только после полного расчета с кредиторами, объясняла ранее представитель CEDC Анна Залуска. Поскольку CEDC рассчиталась с кредиторами не полностью, это дало Тарико возможность получить 100% компании. Эту схему 13 марта утвердил суд по банкротствам американского штата Делавэр.

CEDC

алкогольный холдинг. Объем производства водки в России – 14,9 млн дал, доля рынка – 15%. Акционеры: 100% – структуры Рустама Тарико. Финансовые показатели (Девять месяцев 2012 г.): Выручка – $524,5 млн, Чистая прибыль – $8,3 млн.

Чтобы поглотить CEDC, Тарико потребовалось почти два года (подробнее см. на www.vedomosti.ru). Приобретение уже обошлось ему в $440 млн. А объединенной компании придется заплатить кредиторам еще немногим менее $700 млн: около $600 млн CEDC должна держателям реструктурированных кредитных нот (их нужно будет начать гасить в 2016 г.) и еще $100 млн Roust Trading должна инвестиционному подразделению «Альфа-групп» А1 (этот кредит выдан на год с возможностью пролонгации на три года). Неизвестно, сможет ли CEDC обслуживать такой долг и как Тарико собирается развивать бизнес CEDC, говорит аналитик «ВТБ капитала» Иван Кущ. Представитель «Русского стандарта» отказался от комментариев.

Держи долги выше

Первую компанию группы CEDC – Carey Agri американец Уильям Кери с партнерами создал в 1990 г. Она занималась дистрибуцией пива и алкоголя в Польше. Бизнес рос, и в 1998 г. CEDC провела первичное размещение на NASDAQ. В 2006 г. дистрибутор начал диверсифицировать бизнес – он приобрел производственные площадки в Европе. А в 2008 г. сделал первую покупку в России – компанию «Урожай», производителя водки Parliament. За следующие два года Кери в России купил компанию «Русский алкоголь» (производитель «Зеленой марки» – водки номер один в России) и дистрибутора элитного алкоголя Whitehall. На российские приобретения CEDC потратила около $1,3 млрд. Все эти деньги компания занимала на открытом рынке – разместив три выпуска кредитных нот.

Российские марки, которые приобрела CEDC, были в лидерах глобального рейтинга крупнейших алкогольных брендов Millionaires журнала Drinks International. «Зеленая марка», по данным журнала, в 2009 г. была на втором месте по объемам производства в мире после Smirnoff. Но с 2010 г. объемы производства «Зеленой марки» начинают падать, а экономика – стремительно ухудшаться. В 2010 г. CEDC впервые фиксирует чистый убыток в $104,78 млн, а по итогам 2011 г. он составляет уже $1,3 млрд – в полтора раза больше чистой выручки ($878 млн). Правда, почти весь убыток был сформирован из-за переоценки активов компании.

Убытки для компании оказались непосильными: в феврале 2012 г. Кери на телеконференции признался инвесторам, что самостоятельно расплатиться с кредиторами в 2013 г. компании будет не под силу (в марте нужно было платить по $300-миллионному выпуску). Позднее оказалось, что Кери еще весной 2011 г. занялся поиском инвестора для компании. И очень скоро начал переговоры с Тарико, выяснилось из материалов, которые CEDC подала в американскую Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) в мае 2012 г. Но если первоначально переговоры предполагали, что Тарико в обмен на помощь получит около трети CEDC, то в финале Тарико получил компанию целиком, а Кери покинул ее, лишившись всех своих акций.

Сила бренда

CEDC работает на трех рынках – в России, Польше и Венгрии. 80% стоимости алкогольного бизнеса – это бренды, говорил ранее «Ведомостям» президент водочной компании «Белое золото» и в прошлом гендиректор «Росспиртпрома» Сергей Зивенко.

На стоимость брендов приходилось около $900 млн из заплаченного CEDC за «Русский алкоголь» $1 млрд, рассказывал в 2010 г. «Ведомостям» тогдашний гендиректор «Русского алкоголя» Кайрат Жангозин; в 2008 г. Pernod Ricard заплатила за Absolut 6 млрд евро, а в 2004–2005 гг. Bacardi-Martini заплатила за Grey Goose более $2 млрд.

В 2012 г. в рейтинге Millionaires ни «Зеленой марки», ни других брендов CEDC уже нет: компания не подавала данных для участия в нем, поскольку была занята более насущным вопросом – поиском решения для расчета с кредиторами компании, рассказывал ранее один из ее топ-менеджеров. Но в 2011 г. из 30 крупнейших водочных брендов мира CEDC принадлежало пять, а объединенной компании с учетом «Русского стандарта» – шесть. Больше нет ни у кого из производителей.

Основную ценность CEDC составляют ее водочные бренды, лидирующие в своих сегментах, говорит директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. В России в портфеле у компании 10 водочных марок – «Журавли», Parliament, «Маруся», «Ямская» и др. В Польше CEDC производит Bols, Soplica, Zubrowka и др.

Но главный бренд в портфеле CEDC – «Зеленая марка», лидировавшая на рынке по объемам продаж с 2007 г., продолжает Дробиз. Правда, в этом году розничный аудит Nielsen (волна февраль – март 2013 г.) показал, что «Зеленая марка» уступила лидерство «Пяти озерам» Алкогольной сибирской группы и «Беленькой» компании «Синергия». Официальных комментариев по этому поводу компания не давала. Источник в «Русском алкоголе» допускает, что изменение в долях рынка могло случиться из-за того, что в конце прошлого года многие компании активно разливали водку в преддверии роста акцизов – это нарушило привычную картину. Дробиз полагает, что «Зеленая марка» в целом по России сохранила первое место.

Одна только «Зеленая марка» стоит $300 млн, считает Дробиз, вся же CEDC может стоить до $500 млн. Больше никто из опрошенных «Ведомостями» экспертов оценить компанию не взялся.

Хозяин заводов

Россия – крупнейший в мире рынок водки, говорится в отчете CEDC за 9 месяцев 2012 г. (последний опубликованный). Около 70% продаж компании приходятся на Россию. Всего производственных площадок у компании семь: пять в России и две в Польше. На российских заводах CEDC в 2012 г., по данным Росстата, было произведено 15% всей российской водки. CEDC данных об объемах производства не раскрывает, представитель компании на запрос не ответил.

Крупнейшие российские заводы CEDC – «Топаз» в подмосковном Пушкине (его мощность – 15 млн дал в год; это крупнейший в стране действующий водочный завод) и новосибирский Сибирский ЛВЗ (мощность – около 11 млн дал водки и 7 млн дал коктейлей). На этих предприятиях разливаются основные бренды «Русского алкоголя»: «Зеленая марка», «Журавли», «Маруся» и др. Водка Parliament разливается в Балашихе на площадке «Парламент продакшн». Также у компании есть завод алкогольных коктейлей «Браво премиум» в Петербурге. А Первый купажный завод в Туле компания выставила на продажу летом 2011 г., но покупателя до сих пор не нашла. Два польских завода CEDC – «Полмос Белосток» и «Оборники» – вместе могут производить 13 млн дал.

Где резервы

Алкогольный бизнес самого «Русского стандарта» состоит из производственной площадки в Петербурге, спиртзавода в Татарстане, итальянского винного дома Gancia и дистрибуторской компании «Руст инк.» (эксклюзивный импортер и дистрибутор Rémy Martin, Piper Heidsieck, Metaxa, St Remy, Cointreau, Jägermeister, Dalmore и др.). Компании принадлежат водочные бренды в премиум-сегменте – «Русский стандарт» (лидер сегмента в России; 8-я строчка в рейтинге Millionaires в 2012 г.) и Imperia. В 2012 г. компания произвела 2,9 млн девятилитровых кейсов водки, около 70% которой отправились на экспорт.

Ни в «Русском стандарте», ни в CEDC никак не комментируют вопросы об интеграции бизнесов компаний, но некоторые из этих процессов начались еще в прошлом году – после того как Тарико возглавил совет директоров CEDC. В сентябре 2012 г. в совет директоров «Русского алкоголя» вошел вице-президент «Русского стандарта» Игорь Косарев. Около полугода назад менеджмент «Русского алкоголя» переехал в новый офис «Русского стандарта» в Москве.

Синергия в таких сделках достигается в первую очередь за счет объединения операционных служб, говорит аналитик инвестфонда Paradigm Investments Михаил Лощинин. Компании могут объединить усилия в продажах – за счет единого штата торговых представителей, которые довольно дорого обходятся производителям алкоголя, продолжает Лощинин. Другое направление, где могли бы объединить усилия CEDC и «Русский стандарт», – экспортные операции, считает аналитик. Вчера «Русский стандарт» сообщил, что его дистрибуторская компания «Русский стандарт водка» выводит на рынок США «Зеленую марку», которая там будет продаваться в среднепремиальном сегменте.

Серая перспектива

В январе 2013 г. акциз на спирт в России был повышен на 33% (с 300 руб. в 2012 г. до 400 руб. за 1 л безводного спирта) – это самое существенное увеличение за всю историю. В 2014 г. запланировано повышение еще на 25% до 500 руб., а в 2015 г. – на 20% до 600 руб. Вслед за ростом акцизов на спирт дорожает легальная водка: по расчетам участников рынка, в 2015 г. пол-литровая бутылка легальной водки должна подорожать минимум до 280–300 руб. против сегодняшних 170 руб. Такое подорожание может привести к резкому росту нелегального производства и ударить по экономике алкогольных предприятий, не раз говорили «Ведомостям» представители компаний-производителей. Повышение акцизов несет в себе риски для участников рынка, считает предправления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. По его словам, общее падение производства по отрасли в этом году из-за роста ставки акциза – более 20%. По сути, все, что было сделано государством правильного и полезного для легализации рынка за последние три года, сводится на нет последствиями роста ставки акциза, считает Добров.