Работу вузов будут оценивать по числу нетрудоустроенных выпускников
С этого года введен еще один критерий успешности вузов – количество нетрудоустроенных выпускников. Данные бирж труда – не самый лучший для этого индикатор, но пока единственныйДанные по трудоустройству выпускников – новый критерий эффективности вуза (см. врез) – будут собираться Минтрудом от вузов и анализироваться межведомственной группой в августе-сентябре, рассказали «Ведомостям» в Минобрнауки. Какие цифры будут считаться допустимыми, станет ясно после мониторинга, когда, имея на руках данные, межведомственная группа сможет рассчитать средние значения по вузам, пояснили в министерстве. Сейчас по стране, по данным министерства, числятся безработными около 6% выпускников, это те, кто в первый год после получения диплома встал на учет в службу занятости.
Как оценивают вузы. У них
В Великобритании получить информацию о востребованности выпускника любого университета очень просто – там существует сайт Unistats, на котором собираются данные по удовлетворенности студентов образованием и другая сопутствующая информация, в частности данные по трудоустройству и средним зарплатам после выпуска. Для примера результаты выпускников курса по аэрокосмическому инжинирингу в Ливерпуле: http://unistats.direct.gov.uk/Subjects/Overview/10006842-BENG_AE. Подобная информация есть по всем вузам и почти всем программам обучения, и впрямую она не влияет на государственное или частное финансирование вуза. Естественно, это мощный маркетинговый инструмент и помощь абитуриентам в принятии решения о выборе той или иной программы.
У нас
Работу вузов с прошлого года оценивают по нескольким параметрам, отметили в министерстве: от среднего балла ЕГЭ зачисленных студентов до состояния учебных площадей и доходов от научных исследований. Тех, у кого показатели окажутся ниже пороговых, может ожидать принятие решения о присоединении вуза к другому, более сильному образовательному учреждению либо разработка программы оптимизации деятельности. По итогам мониторинга 2012 г. у 136 вузов и 450 филиалов были выявлены признаки неэффективности.
Непростой учет
«Введение нового критерия уже вызывает множество встречных вопросов. «Выпускники московских вузов практически не обращаются в службы занятости и чаще других работают не по специальности», – говорит Алексей Чаплыгин, руководитель исследовательской группы «Национальный рейтинг университетов «Интерфакс» – «Эхо Москвы» (НРУ).
«Я бы выделил два основных критерия качества российского образования – это место вуза в международных рейтингах и количество выпускников, которые работают не по специальности», – делится соображениями Нурлан Киясов, советник ректора, исполняющий обязанности директора по развитию Национального исследовательского технологического университета МИСиС.
Правда, учитывать, кто куда устраивается, для вузов оказывается непросто. «Перед самым выпуском студенты оставляют свои координаты – номера мобильных и адреса электронной почты, – рассказывает Сергей Карнилович, начальник отдела практик и профориентации управления образовательной политики Российского университета дружбы народов (РУДН). – Есть часть выпускников – как правило, 10–15%, – связь с которыми по разным причинам теряется. И есть доля тех, кто не отвечает на вопросы наших анкет, – тоже около 10%. Те, с кем поддерживается постоянная связь, тоже не всегда заинтересованы говорить абсолютную правду: например, на старте карьеры некоторые завышают свои зарплаты, а на пике, наоборот, занижают. То же касается должностей».
«Почти во всех российских вузах есть подразделения по работе с выпускниками, но их работа носит формальный характер, – говорит Киясов. – Сотрудники подразделения не видят пользы в постоянном обновлении базы данных, за исключением тех случаев, когда выпускники становятся известными предпринимателями – это полезная для вуза маркетинговая информация. Молодые люди также не понимают выгоды от поддержания связей с вузом».
На Западе с выпускниками работает карьерный центр, который содействует им в трудоустройстве сразу после окончания, а также помогает найти стажировку или оплачиваемую работу part time уже во время обучения. Такая практика позволяет получить практический опыт и, собственно, найти своего работодателя. Зарубежные вузы хорошо понимают, что обучение не является самоцелью студентов и их собственный успех напрямую зависит от карьеры выпускников, говорит Алла Жаворонкова, руководитель представительства Navitas в СНГ.
Что – специальность?
Отсутствие актуальных баз выпускников приводит к тому, что в России нет точной цифры молодежи, нуждающейся в работе или работающей не по специальности.
В число нетрудоустроенных в большинстве своем попадают те, кто вообще не хочет работать, либо девушки, ушедшие в декретный отпуск, считает Карнилович.
В целом по стране до 75% тех, кто идет работать не по специальности, считает ректор МГИМО Анатолий Торкунов (заявил в интервью «Российской газете»), по мнению аналитиков НИУ ВШЭ, их 60%. В Великобритании таких более 50%, по данным Винса Кейбла, госсекретаря по бизнесу, инновациям и компетенциям правительства Великобритании, которые он привел на конференции Going Global 2012.
Что до наших трудоустроенных студентов, то все титулованные столичные вузы называют примерно одинаковые цифры. В РУДН, говорит Карнилович, в первый год после выпуска по специальности начинают работать больше 80% людей. В Московском физико-техническом институте (МФТИ), по словам Ольги Гребневой, руководителя Центра карьеры МФТИ, таких 75–80%.
Однако проблемы с поиском работы есть. «Иногда элементарно не хватает навыков самопрезентации», – говорит Карнилович.
Показатели трудоустройства очень сильно зависят от полученной в вузе специальности, считает ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов. Выпускники гуманитарных вузов чаще идут работать в другие отрасли в сравнении с молодежью из технических и финансовых учебных заведений.
Киясов из МИСиС расстраивается, что многие из тех, кто получает технические специальности, остаются в Москве и работают менеджерами по продажам. В МИСиС, по данным вуза, по специальности идут работать 72% выпускников.
«У нас в стране до сих пор нет четкого определения того, что считать работой по специальности, – обращает внимание Карнилович из РУДН. – По идее, тот же агроном, прошедший курс лекций по праву, может работать юристом в сфере агрострахования. Инженер, изучивший в вузе начертательную геометрию, вполне может преподавать в школе. Другое дело – насколько серьезно подходят вузы к пониманию того, какие компетенции нужны их студентам».
В целом идея учитывать востребованность выпускников на рынке труда экспертам нравится. Без открытой статистики, кто с каким ЕГЭ куда поступает и какие отметки получает, в какой области устраивается работать мы не получим ясной картины о происходящем в высшем образовании, заявил Алексей Семенов на круглом столе «Ведомостей» по реформе образования в конце марта. Иначе по-прежнему ряду отраслей будет не хватать специалистов, а среди абитуриентов тем временем будут ходить мифы, что выпускники профильных вузов не востребованы.
Александр Лейбович, руководитель Национального агентства развития квалификаций РСПП, напоминает, что средний выпускник нашей школы года на два моложе, чем в развитых странах, требовать от от него в таком раннем возрасте четкого выбора карьеры странно.