Обама видит Америку экспортером газа

США могут начать более активно выдавать разрешения на строительство СПГ-терминалов
Президент США Барак Обама
Президент США Барак Обама / Joshua Roberts / Bloomberg

По мнению сторонников экспорта газа, он поможет укрепить отношения США с союзниками в Европе и Азии, снизить влияние традиционных поставщиков газа, таких, как Россия, и способствовать дальнейшей изоляции Ирана. «Открытие торговли природным газом с нашими ближайшими союзниками определенно в интересах национальной безопасности США», - считает бывший сенатор Ричард Лугар.

Президент США Барак Обама считает, что к 2020 г. Америка может стать нетто-экспортером природного газа. Об этом, как сообщает Financial Times, он сказал в ходе визита в Коста-Рику в минувшие выходные. Издание полагает, что это заявление является явным сигналом того, что Белый дом поддерживает увеличение экспорта СПГ из США, ставшее возможным благодаря значительному росту добычи в последнее время.

Поставки газа в страны, с которыми у США нет соглашений о свободной торговле, сейчас должны одобряться министерством энергетики, напоминает The Wall Street Journal. До сих пор министерство одобрило только один проект экспортного СПГ-терминала - Sabine Pass в Луизиане компании Cheniere Energy. Газ с него планируется поставлять в Японию, Великобританию и Индию. На рассмотрении в минэнерго США находятся еще около 20 заявок.

Маловероятно, что какие-либо проекты будут одобрены до вступления в должность министра энергетики Эрнеста Моница, отмечает FT. «Я думаю, что администрация одобрит проекты экспорта газа, но процесс будет идти довольно медленно», - заявила изданию эксперт по энергетике Center for Strategic and International Studies Сара Лэдислоу. Ожидается, что следующим будет одобрено строительство СПГ-терминала Freeport в Техасе.

На то, что первым шагом Моница на посту министра энергетики будет одобрение экспорта газа из США в Японию, надеется, в частности, японский министр экономики, торговли и промышленности Тосимицу Мотэги. Япония является крупнейшим мировым импортером СПГ. Выступая в пятницу в Вашингтоне, Мотэги заявил: «Приток СПГ в Азию из США значительно изменит правила игры и будет способствовать повышению энергетической безопасности, а также экономической и геополитической стабильности в Азии», - цитирует его слова WSJ.

Увеличению экспорта газа из США противостоит мощное промышленное лобби, отмечает издание. Представители таких крупных компаний, как Dow Chemical и Alcoa, утверждают, что рост экспорта помешает американским производителям получать преимущества от низкой цены на газ на внутреннем рынке.

Однако многие американские чиновники и эксперты полагают, что ограничение экспорта газа противоречит принципам свободной торговли и лишает США аргументов в дискуссии, например, с Китаем, который ограничивает экспорт редкоземельных минералов. «Достаточно сложно обосновать ограничения на экспорт в случаях, когда не затронуты интересы национальной безопасности», - цитирует FT бывшего главу бюджетного управления Белого дома Питера Орзага.

Против ограничений экспорта газа выступают и многие представители промышленности США. Так, вице-президент GE Джон Райс заявил, что его компания выступает за разрешение экспорта СПГ из США. «У нас большие производственные мощности, и некоторые операции весьма энергоемки, конечно, нам выгоден газ по $3, но в долгосрочной перспективе, я думаю, в наших интересах и в интересах любой другой компании играть по справедливым правилам», - заявил он.

Сейчас СПГ в США стоит в среднем в три раза дешевле, чем в Европе, и в четыре раза, чем в Азии, что делает его импорт целесообразным несмотря на расходы на транспортировку. Развитие технологий добычи сланцевых углеводородов сделало США крупнейшим производителем газа и превратило из импортера топлива в его потенциального экспортера.

Если раньше внешняя политика США во многом определялась зависимостью страны от импорта энергоносителей, теперь рост добычи газа может стать для Соединенных Штатов новым геополитическим преимуществом, отмечает WSJ.

Выступая в Нью-Йорке в конце апреля, советник Белого дома по вопросам национальной безопасности Том Донилон заявил, что рост добычи энергоносителей в США «усиливает позиции страны в достижении целей международной безопасности». По мнению Донилона, рост добычи газа в США и в мире может «ослабить контроль со стороны традиционных крупных поставщиков природного газа», цитирует его FT.

О геополитических преимуществах США в связи с возможностью экспортировать природный газ заговорили и американские законодатели. Во вторник комиссия по энергетике и торговле конгресса США должна провести слушания во вопросу «прямых политических последствий» газового бума в США, сообщает WSJ.

Сторонники наращивания экспорта газа в конгрессе предлагают законопроект, предусматривающий ускоренный порядок одобрения заявок на экспорт газа из США в Японию и страны НАТО. Однако эксперты отмечают, что предоставление преимуществ определенным странам может ослабить позиции США в международных торговых переговорах.

В поставках газа из США заинтересованы такие страны, как Великобритания, Испания, Южная Корея и Индия — они уже подписали предварительные контракты в ожидании одобрения экспорта правительством США. О своей заинтересованности сообщала и Германия.

Перспективным рынком сбыта для американского газа может стать и Китай. Экспорт СПГ в Китай помог бы улучшить состояние торгового баланса между двумя странами и помочь Китаю решить проблемы загрязнения окружающей среды, частично связанные с активным использованием угля в качестве топлива. «Это также могло бы усилить наши позиции в переговорах с Китаем по различным вопросам, включая Северную Корею», - считает конгрессмен Майк Ромпео, один из авторов законопроекта.

Даже сейчас, пока США еще не экспортируют СПГ в значительных объемах, американский газовый бум уже оказывает влияние на мировые потоки энергоносителей, подчеркивает WSJ. СПГ из стран Ближнего Востока, ранее предназначавшийся для рынка США, теперь перенаправляется в Европу, позволяя европейским странам пересматривать условия газовых контрактов с Россией.

Использованы материалы WSJ, FT