Путин и Медведев винят мировой кризис в замедлении российской экономики
Премьер знает о целом ряде "благоприятных позиций, которыми можно было бы воспользоваться" для ускорения роста экономики, но пока держит их при себеПрезидент Владимир Путин провел в понедельник рабочую встречу с премьером Дмитрием Медведевым, в ходе которой российские лидеры обсудили "вопросы экономического развития страны в условиях усиления кризисных явлений в мировой экономике", сообщила пресс-служба Кремля.
Кризис приобретает все более опасные формы в мировой экономике, это так или иначе неизбежно сказывается и на нас, начал беседу Путин: "Так было в 2008 г., мы сейчас то же самое наблюдаем". Несколько снизились темпы экономического роста и еще больше сократился реальный сектор экономики, перечислил проблемы президент.
"Правда, в отличие от наших друзей, партнеров в Европе, в некоторых других регионах мира, все-таки российская экономика демонстрирует жизнеспособность и возможности к дальнейшему развитию", - добавил позитива Путин. В частности, он отметил, что общие располагаемые доходы населения остаются на прогнозируемом уровне. "Да и добывающая промышленность, добывающий сектор начал восстанавливаться, что в принципе неплохой сигнал вообще и для нашей страны в частности", - отметил президент.
"Я рассчитываю, что вам удастся, не только используя все наработанные ранее механизмы выхода из кризиса, но и вновь создаваемые инструменты использовать для того, чтобы поддержать те ростки, которые я указал, в частности, в добывающем секторе, чтобы распространить на всю экономику", - напутствовал премьера Путин.
Тенденции в мировой экономике "сложные" и "разнонаправленные", замедление "к сожалению, есть", отозвался Медведев. "С учетом того, как развивается мировая экономика, европейская экономика, что, конечно, сказывается на развитии нашей экономики, мы вынуждены принимать решения достаточно жёсткие, связанные с формированием бюджета на будущий период и того бюджета, который действует в этом году", - признал он.
Но "есть целый ряд благоприятных позиций, которыми можно было бы воспользоваться" для ускорения роста экономики, отметил Медведев, не назвав их. По словам премьера, он дал поручение коллегам из правительства с привлечением экспертов подготовить "предложения, связанные с тем, каким образом нам противостоять этому международному тренду и постараться все-таки дополнительные импульсы придать развитию российской экономики".
На прошлой неделе министр экономического развития Андрей Белоусов предупредил, что российской экономике нужен дополнительный стимул, иначе есть риск скатиться в рецессию к осени. Рост экономики на 5-6%, как велел Путин, пока космический и недостижимый, предупреждало ранее Минэкономразвития. В I квартале, по оценкам Минэкономразвития, рост экономики замедлился до 1,1%, во II квартале составит 2,1% и затем увеличится до 3% (прежде считалось, что 4-4,5%).
В понедельник стало известно, что ВВП Китая в I квартале вырос на 7,7%, в то время как аналитики прогнозировали рост на 8%. Это вызвало обвал фондовых и сырьевых рынков по всему миру. В то же время Росстат сообщил, что промпроизводство России в марте 2013 г. увеличилось на 2,6% в годовом выражении после двух месяцев падения и вопреки прогнозам аналитиков, ожидавших снижения показателя в среднем на 1%.
Экс-министр финансов Алексей Кудрин считает, что экономический рост России в ближайшие 4-5 лет ограничен невысоким потолком в 4%, а главная причина в том, что власти запоздали с реформами. «Теперь нам понятно, что деньгами все не “закрыть”, что мнения, институты являются ключевыми вещами. Нам придется потратить некоторое время. Лучше 3-5 лет потратить, но сделать все качественно. Только тогда мы станем конкурентоспособными», — сказал Кудрин в интервью телеканалу «Россия 24».
Рост экономики на 2-2,5% в год с учетом демографических, политических и институциональных факторов можно счесть нормой, полагает Александр Морозов из HSBC. Для выхода на устойчивый рост на 4% необходимо увеличить конкурентоспособность компаний, но в экономике доминируют госкомпании, не сталкивающиеся с конкуренцией. Стимулом могли бы стать структурные реформы, но не налогово-бюджетные и монетарные меры, заключает Морозов.