«Магнит» обогнал по выручке X5 Retail Group

В российской продовольственной рознице – новый лидер. «Магнит» в I квартале 2013 г. обогнал по выручке X5 Retail Group
«Магнитом» управляет собственник, Сергей Галицкий, и это первая причина успеха, считают аналитики/ Andrey Rudakov/ Bloomberg

Боюсь показаться нескромным, но впервые за 15 лет, с момента открытия первого магазина, мы стали лидером по продажам», – сказал основной акционер и гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий (цитата – по сообщению на LSE). В I квартале 2013 г. выручка «Магнита» выросла на 30,44% до 131,2 млрд руб., его главный конкурент, X5 Retail Group, сообщил, что увеличил продажи только на 8,1% до 126,3 млрд руб.

«Магнит», по словам представителя компании Олега Гончарова, планирует закрепиться на первой позиции, и есть все основания полагать, что это получится. В I квартале 2011 г. выручка X5 была на 50% выше, чем у «Магнита»: 112,6 млрд против 75 млрд руб. В IV квартале 2012 г. Х5 еще обгоняла «Магнит» на 3,6%: 133,9 млрд против 129,2 млрд руб. Теперь X5 уступила лидерство: это историческое событие, констатируют аналитики «ВТБ капитала» Мария Колбина, Иван Кущ и Николай Ковалев.

Представитель X5 Retail Group отказался от комментариев. Компания не провела традиционной телеконференции для аналитиков и инвесторов.

«Магнитом» управляет собственник – это первая причина успеха, говорит Алексей Кривошапко, управляющий директор Prosperity Capital Management (фонды под управлением компании – акционеры и «Магнита», и X5 Retail Group).

Галицкий в одном из интервью рассказывал, что его сфера ответственности – общее видение, оперативным руководством занимается его партнер, гендиректор ОАО «Магнит» Владимир Гордейчук. «Это очень сильный тандем, в котором распределены роли и функции», – считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В X5 же после ухода гендиректора Льва Хасиса складывалось впечатление, что целенаправленно формированием команды топ-менеджеров вообще никто не занимался, констатирует Александр Мурзов, консультант Odgers Berndtson. Такой человек, объясняет он, не обязательно должен разбираться в деталях, его главная задача – развитие команды топ-менеджеров и управление ею. «У [Андрея] Гусева [сменившего Хасиса] управленческого опыта оказалось недостаточно, а сможет ли восстановить управляемость [возглавивший компанию в июле 2012 г. Стефан] Дюшарм, пока неясно», – говорит Бурмистров.

В октябре 2012 г. «Магнит» объявил, что, возможно, стал крупнейшим частным работодателем России: свыше 165 000 человек. «Магнит», замечает Бурмистров, практически всех руководителей выращивает внутри компании и активно инвестирует в мотивацию персонала, в том числе и линейного. В X5 при Хасисе была, по словам аналитика, самая сильная и высокооплачиваемая команда закупщиков, но со сменой руководства были сокращены премии и закупщиков, и линейного персонала, что привело к потере ряда ценных специалистов и снижению мотивации работников, говорит Бурмистров.

«В России нет другой логистической организации масштабов «Магнита», – называет еще одну причину успеха Кривошапко. С дистрибуции косметики и товаров бытовой химии в 1994 г. Галицкий начал свой бизнес. На конец 2012 г. у «Магнита» было 18 распределительных центров, а собственный автопарк насчитывал 4401 грузовик, доставлявший товары в 1605 населенных пунктов. Похожих масштабов дистрибуторская инфраструктура есть, по данным Кривошапко, только у группы «Меркурий» Игоря Кесаева. Такая логистическая система, по словам Бурмистрова, позволяет контролировать издержки и запасы гораздо жестче и эффективнее, чем в Х5. X5 на конец I квартала управляла 29 распредцентрами и 1924 грузовиками.

«Магнит» развивался в первую очередь органически, поэтому – в отличие от X5 – стандартизировал все бизнес-операции и централизовал большинство управленческих функций в Краснодаре, говорит Кривошапко: «Все делается по шаблону, мало решений принимается внутри магазина и много – в штаб-квартире. Есть возможность стрелять из пулемета, не ошибаясь».

«Магниту» удается сохранять и хорошую рентабельность, напоминает аналитик Deutsche Bank Наталия Смирнова: за 2012 г. – 10,56% по EBITDA, у X5 – 7,1%. А в IV квартале 2012 г. «Магнит» поставил абсолютный рекорд рентабельности по EBITDA среди всех российских продовольственных ритейлеров – 11,33%.

«Магнит» обходит X5 и по другим показателям. Торговая площадь X5 в I квартале 2013 г. выросла на 12,4% до 1,99 млн кв. м (по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года), количество магазинов под управлением компании достигло 3868 – за первые три месяца этого года компания открыла 66 новых магазинов. Торговые площади «Магнита» выросли почти на 30% до 2,6 млн кв. м, а число магазинов в I квартале – на 88 до 7075.

В ближайшее время X5 вряд ли удастся вернуть лидерство, считает Смирнова. В 2013 г. рост выручки Х5 будет на уровне 11%, говорил в марте Дюшарм. В планах «Магнита» на 2013 г. – рост продаж на 27–29%, говорил в начале года Галицкий. Учитывая тенденции развития компаний, наметившийся разрыв в ближайшие полтора года будет только нарастать: «Магнит» стал лидером российского ритейла, резюмирует Кривошапко.