Брат совладельца группы «Гута» Сергей Кузнецов купил Red Wings

Новыми владельцами Red Wings стали брат совладельца группы «Гута» Сергей Кузнецов и GHP Group Марка Гарбера. Авиакомпанией интересуется совладелец ТКС-банка Олег Тиньков
Олег Тиньков (на фото) присматривается к недавно проданной Red Wings
Олег Тиньков (на фото) присматривается к недавно проданной Red Wings / Д. Гришкин / Ведомости

О том, что покупателями Red Wings оказались брат совладельца группы «Гута» Сергей Кузнецов и GHP Group Марка Гарбера, компания сообщила в официальном блоге. Гарбер и Кузнецов подтвердили это «Ведомостям». У GHP миноритарный пакет, уточнил Гарбер. А Кузнецов добавил, что в сделке также участвует «группа финансовых инвесторов», но их не назвал.

Бизнесмен Александр Лебедев еще накануне написал в своем блоге, что продал Red Wings за 1 руб., не раскрыв покупателей. Ранее его знакомые говорили, что речь идет об инвесторах, близких к группе «Гута». По словам одного из них, в переговорах участвовали совладелец «Гуты» Артем Кузнецов (старший брат Сергея) и зампред ее совета директоров Алексей Петров. «Гута» действительно смотрела на эту компанию, но отказалась от сделки, подчеркивает сотрудник группы. Кузнецов-младший ранее работал в «Гуте», но сейчас формально не имеет к ней отношения, до конца 2011 г. он был заместителем гендиректора Фонда содействия развитию жилищного строительства, а сейчас занимается собственными проектами.

Red Wings прекратила полеты в феврале – Росавиация отозвала у нее свидетельство эксплуатанта. Ведомство проводило внеплановую проверку авиакомпании после того, как ее самолет 29 декабря прошлого года при посадке во «Внуково» выкатился за пределы полосы и загорелся (тогда погибли 5 человек). Кроме нарушений в работе перевозчика Росавиация обнаружила, что Red Wings испытывала дефицит финансовых ресурсов, что не позволяло ей должным образом обеспечить безопасность полетов. В феврале у авиакомпании был долг в 1,5 млрд руб. перед лизинговой компанией «Ильюшин финанс» (ИФК).

У Red Wings осталось семь самолетов Ту-204, все они взяты в финансовый лизинг у ИФК. Если бы не катастрофа, авиакомпания должна была начать приносить прибыль уже летом 2013 г., ее выручка в 2012 г. была 5 млрд руб., говорил ранее Лебедев.

На смене акционера компании настаивала Росавиация, это было условием возобновления ее деятельности, утверждает близкий к одной из сторон переговоров источник. Поэтому Лебедеву ничего не оставалось, как продать Red Wings с наименьшими потерями (см. врез).

Представитель Росавиации настаивает, что единственным условием возобновления деятельности перевозчика было соответствие сертификационным требованиям и устранение замечаний, выявленных в процессе внеплановой проверки. Ситуация с Red Wings была на контроле у правительства, допустить, чтобы крупнейший заказчик российской техники прекратил свою деятельность, было нельзя, говорит человек, близкий к ОАК. За покупку авиакомпании новым инвесторам пообещали преференции, уверяет другой собеседник, близкий к переговорам.

Кузнецов отмечает, что планирует развивать авиакомпанию: расширять парк самолетов, увеличить штат пилотов и открыть новые направления. Новые инвесторы не собираются ее продавать, подчеркивает он.

Этой компанией уже интересуется основной совладелец ТКС-банка Олег Тиньков, признался он сам «Ведомостям»: «Интерес есть». Как раз на этой неделе в четверг он обещает представить свой новый проект, «связанный с финансами и авиацией», – Tinkoff Airlines. Впрочем, источник, близкий к одной из сторон сделки, напоминает, что у Red Wings только российские самолеты, а у Тинькова скорее всего будут самолеты зарубежных производителей, эксплуатация смешанного парка не очень эффективна для лоукостера. Лебедев также неоднократно опровергал возможности продажи Red Wings Тинькову.