Константин Кагаловский: Березовский был акционером "Сибнефти"
Бывший совладелец «ЮКОСа», не свидетельствовавший на суде, утверждает, что умерший экс-олигарх все-таки владел долей в нефтяной компанииКонстантин Кагаловский
Член совета директоров ЮКОСа, заместитель председателя правления УК «ЮКОС-Москва». В 2003 г., когда развернулось дело ЮКОСа, эмигрировал из России, как и большинство топ-менеджеров опальной компании. В 2004 г. он сделал Владимиру Путину сенсационное предложение: возглавляемый бывшим топ-менеджером ЮКОСа пул западных инвесторов хочет погасить налоговый долг компании в обмен на его контрольный пакет и отдать управление компанией государству. Но сделка не состоялась. Тогда Кагаловский решил завязать с нефтью и Россией и вместе с Владимиром Гусинским начал развивать телевизионный бизнес на Украине, но партнерство закончилось судебными разбирательствами. В 2010 г. получил британское гражданство.
Борис Березовский был акционером «Сибнефти», рассказал «Ведомостям» друг умершего, бывший совладелец ЮКОСа Константин Кагаловский.
«Я никогда не заявил бы об этом, если бы Борис был жив или его суд с Абрамовичем еще не закончился, - поясняет Кагаловский, который после ареста Ходорковского живет в Лондоне, - но Березовского уже нет, а суд, который в последние годы был главным содержанием его жизни, он проиграл. И этот проигрыш в итоге стал, как мне кажется, одной из психологических причин его смерти".
Кому-то надо рассказать правду об этой истории с «Сибнефтью», продолжает он, а правда в том, что Березовский и Абрамович были партнерами-акционерами в «Сибнефти». "Я это знаю на 100%", - утверждает Кагаловский. "В России о том, что Березовский был акционером «Сибнефти», знали все, кто хоть как-то был знаком с этим вопросом, но предпочитали помалкивать. Решение английского суда в этом эпизоде, на мой взгляд, не соответствует действительности. Я в суде не участвовал: это был коммерческий конфликт между Березовским и Абрамовичем, а в коммерческих спорах я участвовать не хотел. А сейчас я говорю это, потому что спор уже исчерпан, а правду люди должны знать», - пояснил он.
Кагаловский в середине 1990-х был одним из руководителей банка «Менатеп», участвовал в приватизации НК ЮКОС в пользу группы Ходорковского, а также "Сибнефти" - в пользу Березовского — Абрамовича. После этого Кагаловский был одним из совладельцев ЮКОСа, дважды неудачно сливавшегося с «Сибнефтью».
Обсуждать в такой ситуации решение суда неправильно, говорит представитель Абрамовича Джон Манн. По его словам, Роман Абрамович приносит искренние соболезнования семье Березовского.
В сентябре прошлого года Высокий суд Лондона отклонил иск Бориса Березовского к Роману Абрамовичу на $5,564 млрд. Березовский требовал от Абрамовича $5 млрд за долю в «Сибнефти» и $564 млн — за долю в «Русале». Таковы, по утверждению Березовского, были его потери от невыгодных сделок, навязанных Абрамовичем с ведома президента Владимира Путина после того, как Березовский в 2000 г. попал в опалу и покинул Россию. Березовский утверждал, что он и его партнер Бадри Патаркацишвили были вынуждены продать по заниженной цене 43% акций «Сибнефти» и 25% акций «Русала».
Соглашения, что Березовский и Патаркацишвили в качестве вознаграждения за свою роль в создании и приватизации «Сибнефти» должны получить ее акции, не существовало, решила судья Элизабет Глостер. Было лишь соглашение, что Абрамович будет оплачивать расходы Березовского (а затем и Патаркацишвили) в обмен на помощь, протекцию, или, как это называется по-русски, крышу.
Проигрыш в суде означал для Березовского полное разорение.