ФАС обнародовала свою модель рынка мощности

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает свою модель рынка мощности. Чтобы повысить конкуренцию, служба предлагает сократить зоны свободного перетока энергии с 29 до четырех

Аналитик Газпромбанка Наталья Порохова подчеркивает, что объединение нужно, если нет технологических ограничений по перетоку энергии. «Но будет ли сокращение зон сопровождаться расширением мощностей и улучшением путей передачи электроэнергии – вопрос», – сомневается эксперт.

Чиновники с конца прошлого года пытаются найти новую модель для оптового энергорынка. Вчера о предложениях ФАС на конференции «Ведомостей» рассказал начальник управления службы Виталий Королев.

На энергорынке торгуется два товара: электроэнергия и мощность. Первая в основном торгуется на свободном рынке, а доходы от ее продажи станции направляют на операционные затраты (в основном на закупку топлива). А мощность, доходы от которой должны покрывать постоянные затраты станций (ремонт, амортизация и зарплаты), продается по более сложной схеме. Генерирующие компании ежегодно участвуют в конкурентном отборе мощности (КОМ). Кто его проходит, получает гарантированную плату за мощность, которая сложилась в ходе отбора. Две исторически сложившиеся ценовые зоны российского энергорынка – первая (Европа и Урал) и вторая (Сибирь) – делятся на 29 зон свободного перетока (зоны не имеют ограничений на передачу энергии). В границах этих зон и проводится отбор. Объемы торгов по конкурентным ценам увеличиваются с каждым годом (см. инфографику). В пяти зонах торги проводятся без применения максимального размера цены. Но при этом по итогам КОМа на 2013 г. в 18 зонах свободного перетока цена сложилась равной предельному размеру, говорится в презентации Королева. В зоне «Волга» ФАС установила признаки манипулирования, и итоги отбора были отменены. При повторном отборе цена снизилась на 30% до 118 000 руб. за 1 МВт.

Чтобы повысить конкуренцию среди генерирующих компаний, ФАС предлагает сократить число зон свободного перетока до четырех (см. инфографику). Четкого предложения о том, как поделить рынок Сибири, пока нет. Чиновник описывает два варианта: сделать две зоны, поделив Сибирь на Западную и Восточную, или создать крупную зону «Сибирь» и несколько мелких. «Если будет всего две зоны, то 90%, что не будет price cap (предельной цены)», – сказал Королев.

Аналитик Deutsche Bank Дмитрий Булгаков соглашается, что при объединении зон перетока будет расти конкуренция, а ценообразование может стать более рыночным. При этом укрупнение не упростит энергокомпаниям консолидацию, подчеркивает Королев. Ценовые зоны будут учитываться только при проведении КОМа и определении зон, в которых они будут проходить без установления предельной цены, отмечает чиновник: «Для анализа сделок слияний и поглощений ФАС будет учитывать прежнее состояние рынка и деление на 29 зон».

По технологическим причинам сейчас маловероятно объединение 29 зон в четыре из-за ограничений на переток, предупреждает и представитель «Русгидро» (крупнейшая генерирующая компания). «Но если этот подход будет реализован, нагрузка на потребителей будет снижена. Это позволит снять с «Русгидро» часть социальной нагрузки по поставке энергии и мощности по заниженным ценам потребителям», – отмечает собеседник «Ведомостей». По его словам, укрупнение зон перетока может положительно отразиться на финансовых результатах компании, но на себестоимость это не повлияет.

Инициатива ФАС может несколько изменить расстановку сил на рынке, но участникам оптового рынка объединение ни пользы, ни вреда не принесет, уверен директор по энергетике НЛМК и председатель наблюдательного совета НП «Сообщество потребителей энергии» Александр Старченко. «Цены устанавливаются государством искусственно. Даже после переформатирования зон свободного перетока политика не поменяется. Если бы цены мощности определялись рынком, то они бы выросли в 5–6 раз», – отмечает аналитик «Ренессанс капитала» Владимир Скляр.

В Минэнерго не смогли предоставить оперативных комментариев по инициативе ФАС.