ЕС тратит треть годового бюджета на поддержку агросектора

Продукцию российских сельхозпроизводителей трудно встретить в Европе. И дело не только в африканской чуме свиней и птичьем гриппе. Российским крестьянам нужно предложить цену на товар, конкурирующую с предложением местного фермера, на поддержку которого Евросоюз тратит больше трети годового бюджета
Европейское хозяйство получает в среднем 12 200 евро субсидий в год
Европейское хозяйство получает в среднем 12 200 евро субсидий в год / REMY GABALDA / AFP

«Я помню, как встречался с производителем вина из Грузии. Он хотел поставлять во Францию свою продукцию, но цена, которая у него получалась на полке, – 11 евро за бутылку. И я сказал ему: вы не сможете конкурировать в стране, где бутылку добротного совиньона можно купить за 3,50», – вспоминает директор по континентальной Европе министерства иностранных дел Франции Эрик Фурнье. Говоря о российском сельском хозяйстве и пищевой промышленности, он соглашается: в Европе о них знают мало. «Около трети энергоресурсов, потребляемых Францией, – российского происхождения, но из товаров народного потребления на ум первыми приходят бренды [чая] Kusmi и [пива] «Балтика 7», – делится своими впечатлениями дипломат (правда, оба этих бренда – российские довольно условно: основанную в конце XIX в. Павлом Кузьмичевым марку Kusmi в начале 2000-х выкупили французские бизнесмены, а «Балтика» принадлежит датской Carlsberg). И дело, утверждает Фурнье, не в заградительных мерах Евросоюза, а в конкурентных условиях, в которых продукция российских сельхозпроизводителей оказывается менее востребованна, чем местных.

Спорный вопрос

Объем господдержки сельского хозяйства России был одной из главных тем переговоров вокруг вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Начиная переговоры о присоединении к ВТО, Россия определила объем поддержки сельского хозяйства в $89 млрд, но в ходе переговоров планка была понижена сначала до $36 млрд, позднее – до $16 млрд. На момент вступления России в ВТО она определена в $9 млрд, а к 2017 г. должна быть снижена до $4,4 млрд.

«Секрет конкурентоспособности европейских производителей в том, что они готовы работать на низкой марже. Это становится возможно благодаря отсутствию серьезных бюрократических преград на всех уровнях», – считает чиновник французского МИДа. При этом Фурнье не отрицает, что Европа тратит на поддержку очень много ресурсов.

Евросоюз поддерживает локальный агросектор через Единую сельскохозяйственную политику (ЕСХП, Common Agricultural Policy) – принятую еще в 1957 г. систему развития сельского хозяйства в Европе. Основные инструменты ЕСХП – это импортные пошлины, квотирование импортных поставок, поддержание цен за счет государственных интервенций, квоты на производство и налоги за неиспользование земель. Постепенно Европа уходила от поддержки рыночной цены или субсидирования отдельных сегментов агросектора к простым погектарным субсидиям, объясняя, что все остальное – не рыночные механизмы. Так что сейчас основной инструмент европейской агрополитики – прямые субсидии фермерам, привязанные к площади возделываемой земли. Какие культуры выращивать и по какой цене продавать свои товары, фермер решает сам, опираясь на рыночную конъюнктуру и сложившиеся цены.

Сколько тратят

Поддержка сельского хозяйства занимала около 70% расходной части бюджета Евросоюза в 80-х, до 50% – в 90-х и продолжает снижаться. В 2009 г., например, Европа потратила на поддержку сельского хозяйства 57 млрд евро, или примерно 41% от 140-миллиардного бюджета ЕС. В пересчете на площадь сельхозугодий в Европе получается, что господдержка составила около 325 евро на 1 га обрабатываемой земли. Дополнительно страны ЕС поддерживают локальных производителей из национальных бюджетов – еще примерно на 80 евро на гектар сельхозугодий. Таким образом, общая бюджетная поддержка в странах ЕС в 2009 г. составила 405 евро на 1 га угодий, подсчитал академик Россельхозакадемии Болюс Пошхус.

Крупнейшие получатели средств по линии ЕСХП – Франция (на нее, по данным BBC, приходится около 17% выплат), Германия и Испания (примерно по 13% каждая), Италия (около 11%) и Великобритания (около 7%). В среднем одно хозяйство получает около 12 200 евро субсидий в год, но выплаты на гектар возделываемых угодий разнятся от 527 евро в Греции до 89 евро в Латвии (субсидии для новых членов Евросоюза значительно меньше). Франция в 2009 г. потратила на аграрный сектор и развитие села в общей сложности 12,2 млрд евро, из них 5,7 млрд евро – средства из бюджета Евросоюза.

Сельское хозяйство – одна из важнейших производственных отраслей Евросоюза. Во Франции она генерирует 150 млрд евро товарооборота, в отрасли работает 500 000 человек, рассказывает начальник межведомственного совета по вопросам промышленности и АПК Алан Бергер. Франция, по его словам, экспортирует сельхозпродукции ежегодно на 40 млрд евро и внешнеторговый баланс по продуктам питания и сельхозсырью у страны положительный – профицит на уровне 8 млрд евро, хотя внешнеторговый дефицит страны составляет примерно 70 млрд евро.

«Почему Евросоюз и Франция так много инвестируют сейчас в развитие сельского хозяйства? Мировой спрос на продукты питания растет, и Франция хочет отвечать на эти потребности», – замечает Бергер. Поэтому, добавляет он, Франция не только кредитует своих производителей (общий объем кредитов, выданный государственным сельхозбанком Франции, превысил 42 млрд евро), но и помогает своим фермерам со сбытом продукции – например, на уровне министерства сельского хозяйства действует комитет по вопросам экспорта в Азию, где сейчас самый высокий спрос на продукты питания. Комитет занимается урегулированием вопросов экспорта, согласования фитосанитарных требований и соблюдения прав интеллектуальной собственности.

В 2011 г. Евросоюз направил на прямые выплаты фермерам 42,5 млрд евро, 3,34 млрд евро – на интервенции и поддержание цены на некоторые сельхозтовары, еще 353 млн и 254 млн евро пошли, соответственно, на развитие ветеринарии и фитосанитарного контроля.

Для сравнения: общий бюджет России на 2011 г. составил 10,9 трлн руб., из которых на оборону потрачено 1,5 трлн руб., на национальную безопасность – 1,26 трлн руб., на дорожную инфраструктуру – 349,5 млрд руб. На поддержку сельского хозяйства Россия в 2011 г. выделила из федерального бюджета 149,7 млрд руб. (около 1,4% расходов федерального бюджета), или около 3,7 млрд евро. Из этой суммы на сохранение и восстановление плодородия почв направлено 11,0 млрд руб., на социальное развитие села – 7,7 млрд руб., на поддержку животноводов – 10,7 млрд руб., на госинтервенции на рынках сельхозпродукции – 6,1 млрд руб. Основная же часть денег, 80,3 млрд руб., пошла на субсидирование процентных ставок по кредитам для аграриев.

Разница в цене

Разные подходы к финансированию агросектора выливаются в разницу цен на сельхозтовары. В России, по данным Минсельхоза, по итогам февраля отпускные цены производителей на говядину I категории выросли на 4,1% с начала года и на 10% – по сравнению с февралем год назад до 262,5 руб./кг (примерно 6,55 евро за 1 кг).

Французский фермер Пьер Аиролди, специализирующийся на выращивании коров породы белая аквитанская в департаменте Джерс, продает их на мясо по цене 4,60 евро за 1 кг. Телка белой аквитанской породы весит 700–800 кг и ест в день 15 кг сена и 1,5 кг концентрированной кормовой смеси, рассказывает Аиролди. «В этом году я вынужден был поднять отпускную цену на 0,30 евро за 1 кг (в прошлом году он продавал туши по 4,30 евро за 1 кг) – подорожали бензин, удобрения, пленка для упаковки стогов и много еще чего», – делится он. За вычетом издержек после продажи мяса его прибыль составляет примерно 0,20 евро с 1 кг. Мясо фермер продает местному кооперативу, который затем его реализует.

Фермер получает субсидии – 225 евро на голову скота (в расчет идут телки) в год и погектарные – на выращивание кормов (их сумму он не называет), но этого недостаточно для безбедной жизни. В хозяйстве, где живет в среднем 200 племенных коров, Аиролди работают вдвоем – отец и сын. «Работников мы нанять можем только временных – в сезон уборки урожая и заготовки кормов. В остальное время не можем себе позволить – вот и работаем вдвоем», – признается он.

В бюджете Евросоюза на 2012 г. (его общий размер – 144,46 млрд евро) на поддержку сельского хозяйства и развитие сельских территорий заложено 58,58 млрд евро, в том числе 40 млрд евро – на прямые выплаты фермерам и 14 млрд евро – на развитие сельских территорий. При том что на развитие транспорта Евросоюз потратил 1,6 млрд евро, на поддержку научных исследований – 5,4 млрд евро, на культуру и образование – 2,69 млрд евро. Сопоставимые с сельским хозяйством расходы у Евросоюза только на региональное развитие (42 млрд евро в 2012 г.) – Regional Policy, программу государственных инвестиций для создания новых рабочих мест, сокращения отставания менее развитых регионов, развития инфраструктуры и привлечения частных инвестиций. В течение 2007–2013 гг. Евросоюз планирует потратить на эти цели около 347 млрд евро, говорится на сайте Еврокомиссии.

Расходы Евросоюза на сельское хозяйство продолжают снижаться – уже в 2013 г. их доля в бюджете должна снизиться до 33,1% (см. таблицу), вместе с тем меняются и условия получения прямых субсидий. С 2013 г. фермеры, внедряющие новые, более экологичные технологии производства, будут получать дополнительные субсидии.

Гектар как мера помощи

После вступления в ВТО (см. врез) Россия тоже решила дополнить существующий набор мер господдержки погектарными субсидиями. Такая мера поддержки широко применяется в рамках ВТО и относится к зеленой корзине. Сельхозпроизводители получат «погектарную» господдержку с 2013 г. при условии страхования урожая, предложил глава Минсельхоза Николай Федоров. Также сельхозпроизводителю необходимо представить справку о постановке на налоговый учет и взять на себя обязательство работать на этой территории еще как минимум три года начиная с первого платежа субсидии. «Погектарная» поддержка отрасли предусмотрена новым этапом реализации госпрограммы развития АПК на 2013–2020 гг. За данный период на эти цели планируется направить 267,2 млрд руб. Но и основной инструмент действовавшей агрополитики России – субсидирование процентных ставок – сохранится (подробнее см. стр. В7).

У европейских фермеров тоже есть льготы по кредитам. На закупку новой сельхозтехники они могут привлекать средства под 3–4% годовых, на покупку земли – примерно под 7% годовых, говорит фермер из Джерса Сандрин Беге. У нее на семейной ферме несколько тысяч уток, которых откармливают для фуа-гра. «Мы получаем субсидии на возделывание земли, на выращивание кормов, но специально на птицу – нет», – уточняет она. Фуа-гра на местном рынке стоит около 30 евро за 1 кг (печень одной утки весит 400–500 г), утиное мясо – около 3 евро за 1 кг. Переработка значительно повышает отпускную цену – консервированная фуа-гра стоит уже 60–90 евро за 1 кг, рассказывает Беге.

Число частных фермерских хозяйств, семейных ферм в Европе неуклонно снижается – рентабельность мелких хозяйств все же ниже, чем крупных промышленных предприятий, и тут государственная поддержка не помогает, говорит генеральный директор института AgroParisTech Жиль Тристрам. Около 6% выпускников его института открывают собственные фермы или выкупают существующие, еще примерно 30% выпускников идут работать в агросектор на существующие сельхозпредприятия в качестве наемных работников. Большинство же выпускников работают не по профилю.

«Борьба за высокое качество сельхозпродукции в Евросоюзе приводит к тому, что отрасль стала сильно зарегулированной – фермеру необходимо получать огромное число сертификатов и постоянно подтверждать соответствие ветеринарным требованиям на всех ступенях производства. Причина заключается в том, что мало фермеров продают свою продукцию конечному потребителю. Товар проходит по длинной цепочке, в которой ни одно звено не хочет брать на себя полную ответственность за качество. Это приводит к такому усилению регулирования на первом этапе», – объясняет директор AgroParisTech.

Конкуренция сильна и внутри Евросоюза, жалуется Бергер. Например, Франция с ее высокими налогами и относительно высокой минимальной зарплатой (около 2000 евро до налогов) находится не в одинаковых условиях с Португалией или Грецией, где социальные налоги ниже и наемный работник обходится значительно дешевле. «Поэтому французские фермеры стараются конкурировать не столько в сфере цены, сколько в области качества. И поэтому в Евросоюзе страны стараются специализироваться на тех сегментах, в которых могут получить наибольшую эффективность», – говорит чиновник.