Железнодорожная компания Баффетта думает о переводе локомотивов на СПГ
Если эксперимент окажется удачным, позиции нефти как главного источника топлива в транспортной отрасли могут пошатнуться, а у газа появится новый рынок сбытаАмериканская железнодорожная компания BNSF Railway, входящая в холдинг Berkshire Hathaway Уоррена Баффетта, в этом году планирует начать использование природного газа в качестве топлива для локомотивов.
BNSF является крупнейшей железнодорожной компанией в США и, вероятно, вторым крупнейшим потребителем дизельного топлива в стране после ВМС США. Если эксперимент компании окажется успешным, позиции нефти как главного источника топлива в транспортной отрасли могут пошатнуться, а у дешевого газа появится новый рынок сбыта.
О планах BNSF пока не было объявлено публично. Комментируя их, Мэтт Роуз, гендиректор компании, заявил, что переход на газ может стать «поворотным моментом» в развитии отрасли, сравнимым по значению с отказом от использования паровых двигателей в прошлом веке.
Сейчас основным топливом для грузовых локомотивов является дизельное топливо. Переход на газ потребует преодоления множества барьеров. Необходимо будет получить одобрение регуляторов касательно безопасности новых баков для топлива, переоборудовать топливные склады, обучить их персонал и приобрести специальные цистерны для перевозки газа.
Это будет недешево. Переоборудование одного дизельного тепловоза вкупе с приобретением цистерны для перевозки газа могут увеличить цену локомотива, и так составляющую порядка $2 млн, еще на 50%. Впрочем, при массовом переоборудовании рост цены будет не таким значительным за счет экономии на масштабах.
Роуз говорит, что BNSF тем не менее намерена в ближайшее время переоборудовать весь свой парк тепловозов, если пробные попытки окажутся успешными. Первые локомотивы на газовом топливе, вероятно, отправятся в путь уже этой осенью, тогда массовое переоборудование может начаться примерно год спустя.
BNSF уже рассматривала возможность использования локомотивов на газовом топливе в конце 1980-х гг., но отказалась от этой идеи из-за роста цен на газ.
Теперь ситуация изменилась. Средняя цена галлона дизельного топлива в США в 2012 г. составляла $3,97. Оптовая стоимость природного газа, способного произвести эквивалентное количество энергии, — $0,48.
Этот разрыв в цене, конечно, не отражает масштабов возможной экономии от перехода на газовое топливо. В качестве топлива будет использоваться сжиженный газ, значит, компания будет нести расходы на его переработку. Кроме того, предварительные затраты на переоборудование хотя бы части из 6900 тепловозов BNSF также окажутся весьма значительными. Тем не менее в долгосрочной перспективе переход с дизельного на газовое топливо может быть экономически оправдан, считают эксперты.
BNSF сотрудничает с производителями, разрабатывающими локомотив, который сможет работать как на дизельном, так и на газовом топливе. Это позволит сократить расходы на топливо и соответствовать новым экологическим стандартам, вступающим в силу в США в 2015 г. Новые модели тепловозов разрабатывают подразделения General Electric и Caterpillar. Как сообщил Роуз, предварительные испытания показали, что при сравнимой мощности тепловоз, работающий на СПГ, может проехать без дозаправки большее расстояние, чем его дизельный конкурент.
На железнодорожные компании приходится всего 6% потребляемого в США дизельного топлива, тем не менее многие эксперты полагают, что решение BNSF может оказать на рынок энергоносителей значительный «психологический» эффект. «Это позволит ответить на вопрос: есть ли будущее у СПГ в секторе грузовых перевозок», - считает Кевин Бук, консультант в сфере энергетики.
Исторически изменения в железнодорожной отрасли всегда происходили медленно. Вот и сейчас многие эксперты полагают, что переход на газовое топливо вряд ли будет быстрым.
Канадская железнодорожная компания Canadian National Railway в сентябре прошлого года переоборудовала два тепловоза для использования смеси из 90% СПГ и 10% дизельного топлива. Представитель компании сказал, что переход на широкое использование такого топлива связан «с определенными логистическими трудностями», а говорить об успехе пилотной программы пока преждевременно.
По мнению Раджа Секара из исследовательского центра Argonne National Laboratory, более или менее широкое распространение тепловозы на газовом топливе получат не раньше чем через пять лет.
Развитие технологий добычи сланцевого газа привело к росту его предложения на американском рынке и соответственно падению цен на него. В результате на использование газа в качестве топлива переходят предприятия различных отраслей промышленности: от электростанций до судоходных компаний. Химические и сталелитейные компании планируют создание новых производственных мощностей в США, стремясь воспользоваться преимуществами низких цен на газ. На газовое топливо переходят городские автобусы и мусоровозы.
Поезда, как и городские автобусы, систематически курсируют по определенным маршрутам, что в определенной степени облегчает задачу постройки достаточного количества газовых топливных складов и заправочных комплексов. Труднее внедрить широкое использование газового топлива в секторе дальних автомобильных перевозок. Маршруты грузовиков все время меняются, и не всегда на пути следования найдется достаточное количество газозаправочных станций.
В понедельник Royal Dutch Shell объявила о планах строительства заводов по производству СПГ в Онтарио и Луизиане. Компания собирается поставлять СПГ на более чем 200 пунктов для стоянки грузовиков в США, расширяя тем самым пока небольшую сеть газозаправочных станций. Руководство Shell ожидает дальнейшего развития СПГ-инфраструктуры в США по мере роста спроса.
Перевела Надежда Дмитриенко