Индустрия звукозаписи выходит из 13-летнего кризиса

Индустрия звукозаписи выходит из кризиса, длившегося 13 лет. Рост, пусть и мизерный, произошел благодаря развитию сервисов по продаже цифрового контента, в том числе и музыки
Музыки на CD и других твердых носителях покупают все меньше
Музыки на CD и других твердых носителях покупают все меньше / Jason Alden / Bloomberg

Мировые продажи в звукозаписывающей индустрии выросли в 2012 г. на 0,3% до $16,5 млрд, гласят данные Международной федерации производителей фонограмм и видеограмм IFPI. Но даже этот мизерный рост участники рынка считают победой: последний раз до этого объем рынка увеличивался в 1999 г. Результаты прошлого года позволяют надеяться на то, что отрасль начала восстанавливаться после кризиса, вызванного коллапсом продаж CD-дисков и разгулом пиратства, заявил гендиректор IFPI Фрэнсис Мур: «Этот результат нелегко дался индустрии, которая на протяжении 10 лет развивалась, боролась и изменялась». Мур подчеркивает, что на рынок все еще оказывает сильное давление нелегальный бесплатный контент, который интернет-пользователи скачивают с пиратских вебсайтов.

В 1999 г., когда Backstreet Boys и Бритни Спирс возглавляли музыкальные чарты, выручка звукозаписывающих студий, почти полностью сформированная за счет продажи музыки на твердых носителях, прежде всего CD-дисках, достигла пикового значения в $27,8 млрд, увеличившись примерно на 70% по сравнению с предыдущим годом.

Уже со следующего года продажи дисков начали падать. Этот тренд продолжается до сих пор: в 2012 г. музыки на твердых носителях продано на $9,4 млрд, на 5% меньше, чем в 2011 г. Но рынок компенсировал потерю за счет роста выручки Apple от iTunes, роста доходов от подписки у таких ресурсов, как Spotify, Rhapsody, Muve или YouTube, и цифровых радиосервисов, таких как Pandora.

В прошлом году выручка от продажи музыки в цифровом формате выросла на 9% до $5,6 млрд, теперь на него приходится около трети общих продаж, подсчитала IFPI. В Индии, Норвегии, Швеции и США цифровые продажи стали основным источником дохода для звукозаписывающих компаний.

Хотя на загрузки все еще приходится 70% продаж цифровой музыки, количество людей, покупающих подписку, стремительно растет – за год на 44% до 20 млн человек.

Компания Enders Analysis прогнозирует, что доходы от подписки в США в этом году вырастут на 50%. Spotify заявила, что планирует заплатить в этом году студиям $500 млн за музыкальный контент – столько же, сколько заплатила за все четыре года с момента своего запуска.

Кроме цифрового сегмента, растут доходы и от продажи прав на публичное исполнение музыкальных произведений (теперь на них приходится 6% общей выручки индустрии против 3% в 2007 г.) и прав на использование музыки в фильмах, телепрограммах и видеоиграх.