Производительность труда в российской торговле на порядок ниже, чем в США

В российских розничных компаниях численность сотрудников втрое выше, чем в американских, подсчитали аналитики Сбербанка
Российским розничным компаниям еще предстоит оптимизировать многие бизнес-процессы/ С.Холявчук/ ИТАР-ТАСС

Сотрудники магазинов современных форматов (супер- и гипермаркеты, магазины самообслуживания) показывают большую эффективность и производительность, чем работники традиционной розницы (рынки, ларьки и магазины с прилавками), пишут аналитики «Сбербанк CIB» в исследовании российского потребительского сектора. Так, по их данным, в магазинах современных форматов, на которые приходится 44% розничного товарооборота в России, работает около 11% от всех сотрудников розничной торговли в стране.

В то же время продуктивность персонала в российских магазинах современных форматов значительно ниже, чем в развитых странах, указывают аналитики «Сбербанк CIB». В российском магазине, по их данным, работает втрое больше сотрудников, чем в магазине в США той же площади. Точно к такому же выводу пришли несколько лет назад и аналитики консалтинговой компании McKinsey: в 2009 г. в России, по их данным, на 1000 кв.м торговой площади приходится в среднем 71 сотрудник, в США – 26.

В американской Walmart на конец 2011 г. работало 2,2 млн человек – они обслуживали 10130 магазинов площадью 96,4 кв.м, следует из годового отчета компании. Получается, что в этой сети на одного сотрудника приходится 43,8 кв.м торговой площади. В российских сетях соотношение работников и торговой площади иное: в «Магните», например, на конец октября 2012 г. работало 165000 человек, торговая площадь магазинов компании на этот момент составляла 2,32 млн кв.м. Выходит, что на одного сотрудника (включая офисный персонал и работников складов и водителей) приходилось 14,09 кв.м площади. Похожие показатели у группы «Дикси» – у нее на конец 2012 г. на одного сотрудника приходилось 14,3 кв.м торговой площади (514934 кв.м и 36000 человек).

Причина более низкой эффективности, по мнению аналитиков «Сбербанк CIB», заключается в более низких стандартах организации труда: начиная с того, насколько рационально организовано рабочее место, и заканчивая тем, как число сотрудников в магазине согласуется с количеством покупателей в определенный отрезок времени. Это, по мнению аналитиков инвестбанка, дает российским ритейлерам широкие возможности для оптимизации процессов и повышения эффективности продаж. Процесс уже начался, отмечают они, розничные компании начали централизацию административных функций, оптимизацию линейного персонала и улучшение других бизнес-процессов.

Сотрудники российских магазинов работают не менее эффективно, чем западных, возражает представитель российского офиса французской группы Auchan Мария Курносова. Во французских магазинах сети действительно меньше сотрудников, но в российских поток покупателей значительно выше и потому требуется больше персонала, объясняет она. «Достаточно сравнить обеспеченность торговыми площадями, чтобы понять, что российские магазины используются интенсивнее», – говорит она.

Производительность труда в российской рознице не может быть высокой, утверждает Александр Идрисов, управляющий партнер Strategy Partners Group. Основная причина, по его словам, в низком распространении современных форматов торговли. Все остальные причины вторичны. До тех пор пока проникновение новых форматов сдерживается, производительность труда в рознице будет оставаться низкой, заключает Идрисов .