Запрет частных лотерей создает угрозу монополизации рынка частным «Русским лото»

Решение первого вице-премьера Игоря Шувалова запретить в России частные лотереи, оставив только государственные, создает угрозу монополизации этого рынка частной компанией «Русское лото». Такой парадоксальный вывод сделало правовое управление президента
Кремлевские эксперты сочли, что государственная монополия на лотереи может быть на руку частной компании
Кремлевские эксперты сочли, что государственная монополия на лотереи может быть на руку частной компании / Mark Humphrey / AP

В распоряжении «Ведомостей» есть письмо от 27 декабря начальника государственно-правового управления (ГПУ) президента Ларисы Брычевой тогдашнему замминистра финансов Алексею Саватюгину (уволился с 17 января). Это ответ Брычевой на письмо Саватюгина (также есть у «Ведомостей») от 12 декабря, в котором он просит «высказать мнение ГПУ» о законопроекте Минфина, запрещающем с 2014 г. частные лотереи. Подготовить документ Минфину поручал Шувалов, который согласился с доводами Минэкономразвития: отрасль криминализирована, доходы бюджета от введения монопольного права государства на объявление тиражей увеличатся с 1 млрд до 10 млрд руб. Полномочия по организации лотерей планируется оставить только у Минфина и Минспорта, а действующие лицензии на проведение частных лотерей – аннулировать.

Введение запрета может привести к тому, что «Русское лото» монополизирует лотерейный рынок, предупреждает Брычева. Она ссылается на закрытый доклад Счетной палаты, согласно которому «операторами и распространителями лотерейных билетов федеральных государственных лотерей являются юридические лица, тем или иным образом имеющие отношение к ЗАО «Русское лото».

Совладельцем «Русского лото» считается близкий друг Шувалова Олег Бойко. Они познакомились в 1990-е, когда Бойко был крупным бизнесменом (концерн «Олби», банк «Национальный кредит»), а Шувалов работал в юридической фирме Александра Мамута. Шувалов занимался юридическим сопровождением бизнеса Бойко, и Бойко даже отдал ему 15% в своем бизнесе. Считается, что именно Бойко рекомендовал Шувалову стать чиновником, и, когда Шувалов перешел на работу в РФФИ, он вышел из бизнеса Бойко.

Бойко заявил «Ведомостям», что с докладом Счетной палаты не знаком, но назвал информацию о монополии «Русского лото» неправдой. Из трех существующих гослотерей – «Спортлото» (организатор – Минфин), «Гослото» (Минспорт) и «Победа» («Спецстрой») – «Русское лото» имеет отношение только к последней (оно принадлежит оператору этой лотереи «Государственная лотерея «Победа», а сам оператор – холдингу Бойко). И именно «Победу» «Спецстрой», который Шувалов не включил в число госорганов – организаторов лотерей, будет вынужден закрыть. «Получается, что я попросил Шувалова закрыть единственную лотерею, которую мы проводим, так что ли?» – удивляется Бойко.

Кто стоит за операторами других двух государственных лотерей, непонятно.

Оператором «Спортлото» является одноименное ООО. Когда в 2010 г. эта фирма получила контракт, то принадлежала Бойко, однако в мае 2011 г. ее купил Сбербанк, который через полгода продал оператора некоему «Тоскана холдингу».

Оператором «Гослото» до 2013 г. была компания «Орглот». Ее контролировал венгерский девелопер Шандор Демьян (51%), а 47% принадлежало «Конверс-спорту», бенефициары которого не известны. С января оператором «Гослото» является ЗАО «Неро». По данным СПАРК, компания создана в январе 2012 г., ее единственный владелец – ЗАО «Форб». У «Форба» более 100 «дочек», компания продает юридические адреса, говорится на ее сайте.

«Полной ерундой» домыслы ГПУ назвал и близкий знакомый Шувалова. Представитель первого вице-премьера комментировать взаимоотношения начальника с Бойко не стал, но заявил, что отказываться от идеи запрета частных лотерей Шувалов не намерен. «Мы будем и дальше работать, чтобы сделать из полукриминального бизнеса прозрачную и законную отрасль», – заявил он. Реформа необходима, подтвердил неизменность позиции Минэкономразвития замминистра Олег Фомичев.

Саватюгин просил Брычеву высказать мнение, а значит, считать это официальной позицией администрации президента нельзя, уверен чиновник финансово-экономического блока. «Если была просьба высказать мнение, то это именно мнение ГПУ, но не заключение на проект», – согласен пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Формально законопроект будет вносить группа депутатов во главе с Андреем Макаровым, так что Саватюгин не должен был запрашивать позицию ГПУ, говорит чиновник аппарата правительства.

«Мы научились бюрократическим хитростям», – сказал «Ведомостям» Саватюгин, объясняя, почему отправил в ГПУ законопроект, с которым не был согласен.

«Я был против убийства целой легальной отрасли ради отдельных госигроков. Минэкономразвития тоже согласилось дать доработать всем частным лотереям по выданным лицензиям. Но Шувалов решил иначе», – объясняет он суть конфликта.

Некоторые участники рынка лотерей объясняют позицию Саватюгина дружбой с президентом «Лиги ставок» Олегом Журавским, чья компания – один из соучредителей частной «Всероссийской футбольной лотереи». Оба дружбу опровергают. «Я с ним знаком, как и со всеми ведущими игроками этого рынка, в том числе и с его конкурентами. Никаких бизнес-интересов у меня, естественно, нет», – говорит Саватюгин.

Это антиконституционный закон, так как запрещает вести бизнес в равных правах, возмущен Журавский. Нужно не создавать новые законы, а отладить работу существующего, утверждает гендиректор компании «Интерлот» (оператор лотереи «Золотой ключ») Александр Зибров. Нужно тщательнее проводить предварительную экспертизу компании перед выдачей ей лицензии на проведение лотереи, считает он.

«О каком монополизме может идти речь, если любой оператор сможет принять участие в конкурсах Минфина и Минспорта по отбору операторов для новых лотерей?» – удивляется сотрудник аппарата правительства. Решение принималось исходя из мирового опыта – в большинстве стран у государства монопольное право на объявление лотерей, отмечает собеседник «Ведомостей».

Несмотря на позицию ГПУ, законопроект будет внесен в Госдуму в феврале, обещает сотрудник аппарата правительства: «Концепция законопроекта меняться не будет, но технические правки возможны».