Дерипаска: ЦБ выпустил всю кровь из экономики

Действия банка, приводящие к высокой стоимости кредитов, вызывают все больше критики и в бизнес-среде, и в правительстве
Олег Дерипаска
Олег Дерипаска / Chris Ratcliffe / Bloomberg

“Центральный банк {...}, на мой взгляд, они {...} как коновалы, они выпустили всю кровь из экономики”, – обрушился с критикой на ЦБ гендиректор и крупнейший акционер UC Rusal Олег Дерипаска в интервью, которое он дал телеканалу «Россия 24» во время Экономического форума в Давосе.

"Ставки на высочайшем, высоченном уровне, доступ у экономических субъектов к финансовым ресурсам отсутствует {...} Даже у крупных компаний существуют определенные трудности. Центральный банк прячется за ширмой общих фраз, говоря: "Структурные проблемы в экономике, которые невозможно преодолеть", но фактически он ничего не делает, чтобы это поменять”, – критиковал он. “Мы создали такую ситуацию, когда заемщик хочет быстрее вернуть деньги в банк, потому что {...} он не может обеспечить такую доходность, которая обеспечила бы проценты. И мы, соответственно, сжимаем экономический рост за счет сокращения инвестиций. {...} Они это не замечают, продолжают бубнить какими-то общими, общими фразами суеверия свои центрально-банковские", – обвинил он ЦБ. В пример российскому ЦБ Дерипаска ставит другие центральные банки мира, которые стимулируют рост.

На последнем заседании совет директоров ЦБ оставил без изменения ставку рефинансирования — 8,25% и процентные ставки по своим операциям (однодневного репо – 5,5%). Сохранение темпов инфляции выше целевого диапазона в течение продолжительного периода времени является источником инфляционных рисков, объяснил ЦБ.

Дерипаска присоединился к критике регулятора со стороны Минэкономразвития. Осенью замминистра Андрей Клепач заявил, что повышение Центробанком основных ставок в сентябре на 0,25 процентного пункта повышает стоимость кредитования и тормозит рост экономики. Свое сентябрьское решение регулятор объяснил разгоном инфляции. «Такая жесткая политика ЦБ больше тормозит инвестиционный рост, чем потребительский рынок, где действительно есть определенный перегрев по кредитованию», – отреагировал Клепач.

К критике почти сразу подключился президент Сбербанка Герман Греф. Банки вынуждены бороться за дорогую ликвидность, из-за этого растет и стоимость кредитования для реального сектора — положительные ставки достигли около 6%, объяснял он: предприятия не в состоянии инвестировать и привлекать заемные средства в проекты по таким ценам. «Если не будет предпринято изменений этой модели денежно-кредитной политики, то я пока пессимистично смотрю на темпы экономического роста в следующем году», — заключил Греф. Смягчение Центробанком своей политики может способствовать экономическому росту на уровне выше 3%, заявил на форуме в Давосе и глава ВТБ Андрей Костин (его цитата по «Прайму»).

По оценке Минэкономразвития рост ВВП в прошлом году замедлился до 3,6% с 4,3%. А для выполнения бюджетных обязательств России необходимы темпы не ниже 4%, посчитали в Минэкономразвития. Премьер Дмитрий Медведев говорит, что в ближайшее время нужно выйти на тректорию роста в 5%.

Замедление экономики «вселяет беспокойство», заявил на совещании президент Владимир Путин. Но при этом он поручил проанализировать, исчерпало государство возможности стимулирования спроса или, напротив, на фоне европейской рецессии требуются дополнительные бюджетные и монетарные стимулы. Когда производственные мощности задействованы почти полностью, безработица низка, то дополнительная поддержка спроса приведет к росту не экономики, а цен. А Медведев в Давосе назвал одной из ключевых задач правительства снижение уровня инфляции (6,6% в 2012 г.).

В Минэкономразвития считают, что темпы роста отстают от потенциала примерно на одну пятую. И загрузка мощностей, и потенциал рабочей силы используются не полностью — выпуск можно увеличить еще на 15-20%, говорил Клепач в январе: «На наш взгляд, нужно смягчать и денежную политику (но сделать ее более избирательной), и бюджетную политику».

С этим не согласны в ЦБ. Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев уверен, что сейчас нет возможности использовать фискальное и монетарное стимулирование экономики, поскольку в настоящее время нет разрыва между фактическим и потенциальным ростом (по «Интерфаксу»). Показатели российской экономики в 2013 г. будут примерно на уровне 2012 г. — 3,7% против 3,6%, прогнозирует МВФ. Минэкономразвития в этом году ожидает роста на 3,6%. В 2014 г. значительных изменений не ожидается, отметил глава миссии МВФ Антонио Спилимберго: «Это максимально возможные темпы для страны».

Большинство опрошенных «Ведомостями» экономистов считают, что текущий потенциальный тренд — примерно 3%. Как показал консенсус-прогноз, при сохранении текущей ситуации рост в 2013 г. может составить 3-3,5%, при улучшении ситуации на мировых рынках — 4%, при ухудшении — 2%.

Следующее заседание совета директоров ЦБ по вопросу денежно-кредитной политики ожидается в первой половине февраля. В изложении разных информагентств ЦБ дает смешанные сигналы. ЦБ допускает возможность как повышения, так и понижения ставок в ближайшее время, цитирует Улюкаева «Интерфакс». Агентство «Прайм» передает другое его высказывание: «Тот объем информации, который мы будем иметь в близкое время, не позволит нам изменять тот уровень ставок, который есть сейчас».

Большинство экономистов не ждут серьезных изменений в феврале, особенно учитывая опасения ЦБ, что инфляция будет длительное время держаться на уровне выше целевого. ЦБ будет снижать ставки, только когда годовая инфляция закрепится на уровне 6% или ниже, говорил ранее Александр Морозов из HSBC. "Я думаю, что в январе-феврале у нас будет некоторое увеличение показателя инфляции. Весьма вероятно, мы дойдем до 7%", - сказал Улюкаев в Давосе. Он ожидает, что в марте начнется снижение уровня годовой инфляции, а во II квартале 2013 г. ожидается возврат в целевой коридор. «Это означает, что, в принципе, мы могли бы применять меры и фискального, и монетарного стимулирования, то только в том случае, если мы четко осознаем, что потенциальный рост экономики выше, чем фактический. А это создается институтами и структурами", - сказал он (цитата по «Интерфаксу»).

Ссылаться на международный опыт и на страны, которые бьются в тисках самого острого долгового кризиса, по меньшей мере некорректно, уверена Юлия Цепляева из BNP Paribas. Удивительно, что с такой легкостью ЦБ критикует человек, чей бизнес пришлось несколько лет назад спасать из-за высоких долгов, замечает она. Причем спасать с использованием в том числе государственных резервов, продолжает Цепляева. В октябре 2008 г. ВЭБ выдал UC Rusal кредит на $4,5 млрд (часть зарезервированных Центробанком в ВЭБе средств) для рефинансирования займа западных банков, обеспеченного 25% акций «Норникеля». По оценке Morgan Stanley, в 2012 г. отношение чистый долг/EBITDA UC Rusal составит 12.8.

Цепляева ожидает усиления давления на ЦБ. Но стимулированием роста должен заниматься не ЦБ, он должен в первую очередь реагировать на инфляцию, которая держится на высоком уровне, уверена Цепляева. ЦБ не должен отвечать за аппетиты монополий. Если бы все зависело от ЦБ, то инфляция держалась бы на уровне прошлого года, пока не начали повышаться тарифы и цены на продукты, то есть около 4%, резюмирует Цепляева.