Нефтегазовую отрасль не ожидает спад поглощений

Если высокие цены на энергоносители порождают достаток и процветание производителей, то низкие могут привести за стол переговоров даже самых строптивых продавцов
D.Beliakov
D.Beliakov / Bloomberg

Прошедший год был богат на слияния и поглощения в нефтегазовой отрасли. Также удачен он был и с точки зрения уровня цен на нефть – средняя цена за год оказалась рекордно высокой. В наступившем году, по прогнозам аналитиков, цена несколько снизится, но есть основания полагать, что слияний и поглощений в секторе меньше не станет.

Значительная доля итогового объема сделок за 2012 г. приходится на приобретение ТНК-ВР «Роснефтью» за $56 млрд. Если исключить эту сделку, обусловленную как политическими причинами, так и проблемами BP, то, по данным IHS, 65% сделок в 2012 г. касаются активов, расположенных в США и Канаде. Кроме относительно свободного доступа к ресурсам свою роль сыграл здесь и сланцевый бум. На долю нетрадиционных ресурсов в 2012 г. пришлось 27% слияний и поглощений в отрасли, практически все активы находятся в Северной Америке.

Объем сделок по слиянию и поглощению в сегменте разведки и добычи нефтегазовой отрасли в прошлом году достиг рекордного уровня в $252,2 млрд. Такие данные содержатся в новом докладе исследовательской компании IHS Herold. Это на 70% больше, чем в 2011 г., и превосходит предыдущий рекорд 2010 г. Согласно данным Dealogic, больше всего слияний и поглощений в прошлом году приходилось именно на нефтегазовый сектор.

Количество сделок также превысило показатели 2010 и 2011 гг., а средняя мировая цена, уплачиваемая за баррель запасов приобретаемой компании, сократилась по сравнению с 2010 г.

Тенденция, вероятно, сохранится и в текущем году. И возможное снижение цен на нефть этому не помешает. Напротив, если высокие цены на энергоносители порождают достаток и процветание производителей, то низкие могут привести за стол переговоров даже самых строптивых продавцов. В конце концов, мегаслияния конца 1990-х гг., породившие гигантов типа ExxonMobil, отчасти стали реакцией рынка на обвал нефтяных цен ниже $10 за баррель.

Бурный рост сектора разведки и добычи в США делает его уязвимым к снижению цен на энергоносители. По данным Deutsche Bank, при нынешних ценах добывающие компании в среднем вложат в разведку и разработку запасов в этом году сумму, равную 150% их денежного потока. С другой стороны, успех отрасли в США негативно сказывается на ценах на энергоносители. По расчетам Eurasia Group, США в одиночку способны удовлетворить рост спроса на нефть в мире в этом году.

Если дефицит денежных средств будет усугубляться, компаниям, вероятно, придется пересматривать планы, а их финансовые показатели могут ухудшиться. В результате они могут выставить на продажу дополнительные активы или стать потенциальными объектами для поглощения.

Ситуация сейчас такова, что баррели нефти выгоднее приобретать на фондовом рынке (т. е. покупать добывающие активы), чем вкладываться в бурение реальных скважин. По данным Sanford C. Bernstein, текущая стоимость таких западных нефтяных гигантов, как Exxon и Chevron, соответствует оценке в $15 за баррель разведанных запасов. Между тем стоимость разведки и разработки новых запасов нефти сейчас составляет $18 за баррель.

Исследование 90 компаний по всему миру, проведенное JPMorgan Chase, выявило, что общий объем капитальных вложений в отрасли в прошлом году приблизился к рекордным $480 млрд. В этом году в корпоративные бюджеты заложено на 8% больше. Эти средства могут быть перенаправлены на приобретение компаний, если их оценка рынком станет слишком заманчивой, чтобы ее игнорировать.

Наибольший рост капиталовложений отмечается у государственных нефтяных компаний, таких как PetroChina. Они же наиболее активно участвуют в приобретении других компаний. В прошлом году, по данным IHS, азиатские компании скупили иностранных нефтегазовых активов на $57 млрд. Больше половины этой суммы приходится на сделки китайских компаний.

Спрос на энергоносители в развивающихся странах по-прежнему растет, а значит, их государственные энергетические компании будут стремиться получить доступ к энергоресурсам по всему миру. Помимо этого Китаю необходим опыт иностранных компаний по разработке сланцевых месторождений, а постоянная нехватка внутренних энергоресурсов в Японии усугубляется отказом страны от использования атомной энергетики после аварии на Фукусиме.

По оценкам Credit Suisse, если Китай, Индия, Япония и Южная Корея захотят напрямую владеть 25% запасов нефти, необходимых их экономикам, им придется покупать или разрабатывать до 3 млн баррелей в день. Принимая во внимание коэффициент обеспеченности добычи запасами на 14 лет, им понадобится дополнительно 12,8 млрд баррелей запасов. Это чуть больше всех разведанных запасов Exxon по состоянию на конец 2012 г.

Маловероятными в этом году представляются только сделки по приобретению иностранными госкорпорациями крупных североамериканских компаний. Канадские власти в прошлом месяце разрешили китайской CNOOC купить Nexen, но дали понять, что в будущем не станут одобрять подобные сделки. Аналогичную позицию, вероятно, займут и США. Это не отменяет, однако, возможности покупки госкомпаниями из развивающихся стран менее крупных активов в Северной Америке. Также активны будут западные гиганты, опоздавшие к началу сланцевой революции.

Все вышеизложенное позволяет ожидать, что наступивший год будет богат на слияния и поглощения в нефтегазовом секторе не меньше, чем предыдущий.

Перевела Надежда Дмитриенко