"Роснефть" может получить от Китая еще $10 млрд

Не исключено, что для увеличения экспорта нефти Россия задействует пролегающий через Казахстан нефтепровод Атасу-Алашанькоу, хотя это снизит рентабельность российского ВСТО
М. Стулов
М. Стулов / Ведомости

Делегация представителей китайской нефтегазовой госкомпании CNPC прибудет в Москву на переговоры с «Роснефтью» об увеличении поставок нефти в Китай через территорию Казахстана по трубе Атасу-Алашанькоу (мощность – 10 млн тонн с возможностью увеличения до 20 млн тонн в год). Об этом сообщил источник «Интерфакса». Официальный представитель «Роснефти» назвал эту информацию «правдивой на 10%». В то же время, он отметил, что компания CNPC является стратегическим партнером партнером российской госкомпании и «переговоры ведутся постоянно».

Сейчас российская нефть идет в Китай по системе «Транснефти» — через нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Под гарантию этих поставок китайский Банк развития предоставил «Роснефти» и «Транснефти» кредиты на общую сумму $15 млрд и $10 млрд соответственно. В конце декабря была введена вторая очередь ВСТО, позволяющая увеличить поставки нефти до 50 млн тонн в год. Однако по трубе прокачивают сибирскую нефть малосернистую нефти марки ESPO (0,5%).

По Атасу-Алашанькоу идут поставки нефти высокосернистой Urals (1,6%), которую российские компании поставляют в в Европу. Представитель «Траснефти» заявил «Ведомостям», что «Роснефть» не обращалась в трубопроводную компанию с вопросом о перераспределении потоков нефти с западного на восточное направление. Ранее глава «Транснефти» Николай Токарев говорил, что поставки через Казахстан невыгодны, и нефтетранспортная монополия проект не поддерживает.

В начале июня в рамках форума «Энергодиалог Россия–Китай» в Пекине вице-премьер Аркадий Дворкович предложил использовать нефтепровод Атасу-Алашанькоу как альтернативу ВСТО. Однако после визита в Китай Владимира Путина было принято решение, что все поставки нефти в Китай будут идти через ВСТО, так как снижение объемов прокачки по ВСТО могут сделать его нерентабельным. Ситуация с поставками российской нефти через Казахстан в Китай обострилась в августе, когда Астана объявила о снижении для российских компаний с 1 сентября тарифа на прокачку по Атасу-Алашанькоу вдвое — до $11,3 за тонн на 1 тыс. км. Это намного дешевле стоимости прокачки нефти в Китай по ВСТО (около $70). Кроме того, Казахстан заявил, что готов увеличить мощность Атасу-Алашанькоу при получении гарантии заполнения трубы, с 10 до 20 млн тонн в год.

По словам аналитика Raiffeisenbank Андрея Полищука, если «Роснефть» дествительно ведет переговоры с CNPC об увеличении поставок нефти через Казахстан, то не исключено, что это делается для привлечения финансирования сделки по приобретению 100% ТНК-ВР. Сумма сделки составляет порядка $46 млрд. Эксперт полагает, что у «Роснефти» есть возможность заполнить полностью казахстанский трубопровод на 10 млн тонн. «На экспорт в Европу компания отправляет порядка 40 млн тонн в год. Долгосрочных контрактов у нее нет», - говорит аналитик, добавляя, что Китай может предоставить за это кредит в сумме $10 млрд.