ArcelorMittal меняет стратегию, планирует повышать прибыльность


Лакшми Миттал, основатель и гендиректор ArcelorMittal, в интервью The Wall Street Journal рассказал о новой стратегии компании: вместо приобретения новых горнорудных компаний и расширения бизнеса в Индии и Китае он планирует повышать прибыль на уже имеющихся предприятиях.

Создавая в 2006 г. крупнейшую в мире сталелитейную компанию, Миттал, по его признанию, "исходил из ожиданий в отношении перспектив рынка и роста, которые не оправдались". Тогда Миттал рассчитывал выпускать 120 млн т стали в год, закрепиться в Индии и Китае и приступить к освоению гигантских железорудных месторождений.

В реальности ArcelorMittal только обозначила присутствие в Китае (по 30% акций в двух сталелитейных компаниях и 50% в СП, строящем завод) и Индии (три проекта, по одному из которых идет согласование на покупку земли, требующее 400 разрешений), объем выплавки стали – лишь 90 млн т в год. К инвестициям в месторождения компания относится крайне осторожно. В III квартале она понесла убыток в $709 млн, включая компенсацию за закрытие доменных печей в Бельгии и Франции.

Митталу приходится иметь дело с охватившим Европу экономическим спадом: из 25 доменных печей там продолжают работать 14. В ноябре министр промышленности Франции Арно Монтебур пригрозил национализировать завод во Флоранже, где компания остановила две печи. Миттал пообещал вложить 180 млн евро в развитие производства с сохранением рабочих мест при условии, что не станет запускать погасшие домны. О том, на что именно пойдут деньги, Миттал не говорит: «Нужно будет обсудить это с профсоюзами».

По прогнозам аналитиков, в 2012 г. компания может получить нулевую прибыль; в 2011 г. она была $2,26 млрд, в 2010 г. – $2,92 млрд. Падение прибыли обусловлено тем, что цены на сырье (железную руду и нефть) выросли, а на сталь – упали. Руда с момента слияния Arcelor с Mittal подорожала почти в три раза – до $120/т с $33,45/т. В январе-сентябре 2012 г. доля добываемого компанией сырья в общей структуре ее продаж выросла до 6,3% с 3,6% в 2010 г., когда компания впервые опубликовала такую статистику. Однако, по данным McKinsey, издержки горнорудных компаний во всем мире росли, в среднем, на 10% в год.

Миттал рассказал WSJ, что вялый рост мировой экономики вынудил его изменить стратегию развития компании. "Когда в 2008 г. разразился финансовый кризис, мы думали, что это очередная фаза экономического цикла, но теперь мы понимаем, что так оно и будет. Поэтому сейчас мы направили наши усилия не на рост выручки, а на создание сильной, приспособленной к экономическим реалиям компании". Это означает продажу непрофильных активов, закрытие убыточных предприятий и инвестиции в те сегменты, где наблюдается рост прибыли, – например, в производство легкой высокопрочной стали для автомобилей. По словам Миттала, в ближайшие пять лет компания "постарается сохранить долю на всех рынках, где она представлена". Крупных слияний и поглощений больше не будет, обещал Миттал, добавив: "Мы не станем отказываться от небольших сделок, если только они будут иметь смысл".

Перевела Анна Разинцева