Число претендентов на освоение шельфа растет

Правительство еще не решило, стоит ли нарушать монополию «Газпрома» и «Роснефти» на освоение шельфа, а «Лукойл» и «Зарубежнефть» уже просят предоставить им по четыре участка для геологоразведки
У руководителей «Лукойла» и «Роснефти» – Вагита Алекперова и Игоря Сечина диаметрально противоположные мнения о том, кого можно пустить на шельф/ Photoxpress

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Сейчас работать на шельфе могут лишь компании как минимум с 50%-ной долей госучастия и пятилетним опытом работы. Таких лишь две — «Роснефть» и «Газпром». «Зарубежнефть» на 100% принадлежит Росимуществу, но опыта работы на российском шельфе у нее нет. Чтобы соответствовать критериям, компания в июне присоединила «Арктикморнефтегазразведку», но формального разрешения работать на шельфе до сих пор не получила.

В октябре «Лукойл» и «Зарубежнефть» попросили Минприроды выделить им по четыре участка шельфа для геологоразведки, сообщил вчера «Интерфакс» со ссылкой на письма компаний. Представители «Лукойла», «Зарубежнефти» и замминистра природных ресурсов Денис Храмов подтвердили эту информацию. Решение о либерализации доступа к шельфу должно быть принято в середине декабря, продолжает чиновник.

«Зарубежнефть» интересуется Печорско-Русским участком в Печорском море, Усть-Ленским в море Лаптевых, Тюленьим в Каспийском море и Северо-Врангелевским в Чукотском море. На каждом из них компания планирует пробурить по одной скважине, провести 2D- и 3D-сейсмику. В итоге ожидаемые запасы всех участков могут составить 850 млн т нефти и 1 млрд куб.м газа.

«Лукойл» тоже претендует на Северо-Врангелевский участок, Трофимовский и Мининский участки в море Лаптевых, а также на Восточно-Сибирский в Восточно-Сибирском море. Компания также обещает пробурить четыре скважины, провести 2D- и 3D-сейсмику. Объем потенциальных запасов «Лукойл» не называет.

Допускать или нет новых игроков на шельф, чиновники должны вот-вот решить. Минприроды выступает за доступ частных компаний к геологоразведочным работам на шельфе, а в случае открытия крупного месторождения госкомпании будут иметь опцион на вхождение в такой проект с 50% плюс 1 акция. А Роснедра на прошлой неделе предупреждали, что «Роснефть» может не выполнить всех взятых на себя обязательств по разведке шельфа. Руководители же «Газпрома» и «Роснефти» Алексей Миллер и Игорь Сечин, наоборот, просили президента Владимира Путина не допускать частные компании к шельфу. Та же «Роснефть» сама хочет разведать все четыре участка, на которые претендует «Зарубежнефть».

Решение по допуску частных компаний на шельф, в том числе к разведке, пока не принято, говорит представитель вице-премьера по ТЭКу Аркадия Дворковича: «Совещание на эту тему только запланировано на декабрь». Представитель «Зарубежнефти» сказал, что компания надеется получить доступ до конца года.

Храмов полагает, что если чиновники решат либерализовать доступ к шельфу, то в таком случае будет приниматься во внимание предлагаемые компаниями объемы геологоразведочных работ. «Лукойл» намерен потратить на это $2,7 млрд, отмечается в письме. Представитель «Зарубежнефти» говорит, что цифра «будет зависеть от лицензионных соглашений». Суммарные инвестиции «Роснефти» и ее иностранных партнеров в геологоразведку и бурение скважин на шельфе в 2013-2017 гг. могут составить 298,84 млрд руб. (примерно $9,9 млрд), передал «Интерфакс» со ссылкой на переданные в Минприроды материалы компании. Представитель «Роснефти» комментировать эти цифры отказался.

С приходом нового правительства вопрос об упрощении доступа к шельфу стал звучать чаще, констатирует аналитик Номос-банка Денис Борисов. Он полагает, что монополия госкомпаний в итоге будет разрушена: «Правительству необходимо срочно начинать геологоразведку Арктики, чтобы капитализировать запасы». «Кто их будет разрабатывать и на каких условиях, это уже второй вопрос», — соглашается аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.