Мировая сталелитейная отрасль страдает от избытка мощностей
В этом году производственные мощности сталелитейных компаний мира составили 1,8 млрд т, а объем заказов – всего 1,5 млрд т; отрасль сильно фрагментирована, пять крупнейших компаний контролируют всего 18,2% мирового рынкаРуководители комбинатов и консультанты предупреждают, что к 2016 г. в эксплуатацию будет введено около 100 прокатных станов общей мощностью 350 млн т. Правительства Вьетнама, Аргентины, Эквадора, Перу и Боливии поддерживают сталелитейную отрасль, чтобы обеспечить обрабатывающую промышленность отечественной сталью, сократив импорт. Однако «стальной национализм» сказывается на мировом спросе. "Люди хотят все время строить новые заводы по всему миру», - говорит гендиректор Nucor Дэн Димикко, сторонник консолидации. «Можно спорить, в каком направлении должна развиваться сталелитейная отрасль, но в одном нет сомнения – мощностей слишком много», – говорит Чарльз Брэдфорд, аналитик Bradford Research.
Аналитики не берутся оценивать, сколько в мире точно сталелитейных заводов и какова их мощность: в Китае работают несколько сотен небольших неучтенных предприятий, на долю которых приходится около 46% мирового производства. По мнению экспертов, в КНР от 600 до 800 станов. В обозримом будущем сталелитейная отрасль останется самой раздробленной из всех принципиально значимых отраслей промышленности. Пятерка крупнейших компаний контролирует всего 18,2% мирового рынка. Для сравнения: на долю большой автомобильной пятерки приходится 50,6% мирового рынка. А пятеро крупнейших продавцов транспортируемой по морю железной руды захватили 66,1%.
Вольфганг Эдер, гендиректор австрийской сталелитейной компании Voestalpine и президент Европейской ассоциации сталелитейной промышленности, призывает европейских политиков отказаться от субсидий и согласовать сокращение производственных мощностей. "Сталелитейная отрасль может повторить ошибки 1980-х гг., когда компании требовали субсидии, а старые заводы продолжали работать по политическим и социальным соображениям», - поделился он опасениями в недавнем интервью.
Затоваривание привело к снижению цен на сталь и прибылей компаний. Инвесторы призывают к консолидации и оптимизации производства. На долю ArcelorMittal, крупнейшего в мире сталелитейного концерна, приходится всего 6% мирового рынка. В III квартале убыток компании составил $709 млн. Гендиректор Лакшми Миттал отметил, что отрасль слишком фрагментирована и что его компания ищет возможности консолидировать бизнес.
Однако правительства не заинтересованы в консолидации: они стремятся поддержать национальную экономику и избежать потери рабочих мест. Париж пригрозил Митталу национализацией завода во Флоранже, если ArcelorMittal остановит две доменные печи на нем и уволит 629 рабочих либо не согласится продать весь завод. В понедельник об этом заявил министр промышленности Арно Монтебур, а вчера президент Франсуа Олланд сказал о том же на личной встрече с Митталом. Сегодня Монтебур заявил в парламенте, что потенциальный частный инвестор из сталелитейной отрасли готов вложить 400 млн евро в модернизацию завода во Флоранже при финансовой поддержке правительства. Он не сообщил подробностей, отметив лишь, что господдержка инвестора не должна ничего стоить бюджету, поэтому правительство рассматривает вопрос о том, чтобы использовать свои доли в других компаниях для финансирования сделки.
В этом году Сербия предпочла купить убыточный завод у U.S. Steel за $1, лишь бы его не банкротить. Сейчас Белград ищет на него покупателя.
Из-за низких цен на сырье и на акции активность в области слияний и поглощений пошла на спад. По статистике Ernst & Young, общий объем сделок M&A в горнорудном и сталелитейном секторе в январе-сентябре 2012 г. упал на 43% по сравнению с тем же периодом 2011 г. – с $133,7 млрд до $76,8 млрд. Немецкая ThyssenKrupp так и не смогла продать два завода – в Бразилии, оборудованный по последнему слову техники, и перерабатывающий завод в Алабаме мощностью 5 млн т каждый, – строительство которых обошлось ей в $11,8 млрд в 2007 г.
Цены на горячекатаную сталь в США упали более чем на 35% по сравнению с докризисными временами: сейчас тонна стоит $636, а в 2008 г. за нее давали свыше $1000. Падению цен не помешало банкротство четвертой по величине сталелитейной компании в США RG Steel, вследствие которого с рынка исчезло 9% производимой в стране стали.
Перевела Анна Разинцева