«Роснефть» намерена стать партнером «Альфы» и «Реновы»
Перспективы нефтяной компании ВР в России президент Владимир Путин обсуждал не только с ее топ-менеджерами, но и с президентом «Роснефти» Игорем Сечиным. На самом деле президент интересуется подготовкой сделки двух компанийНефтяники уведомили президента о ходе переговоров между «Роснефтью» и ВР по поводу выкупа ее доли в ТНК-ВР, уверяет источник, близкий к одной из компаний, добавляя, что встреча носила технический характер – сама сделка еще не согласована. Никаких прорывов в переговорах после встречи с Путиным ждать не стоит, уверен чиновник, близкий к администрации президента. Об итогах трехсторонней встречи с президентом «Роснефть» объявит на днях на форуме в Сочи, сказал «Ведомостям» сотрудник госкомпании, но детали не раскрыл.
С нефтяниками президент встречался в Сочи поздним вечером вторника. Обсуждали расширение присутствия ВР на российском рынке и перспективы ее сотрудничества с российскими компаниями, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Руководство ВР заверило президента в том, что компания заинтересована в долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве с Россией», – подтвердил представитель ВР. Однако на аудиенции у президента кроме председателя совета директоров ВР Карла Хенрика Сванберга и главного управляющего директора Роберта Дадли присутствовал и руководитель «Роснефти» Игорь Сечин. Что он делал на этой встрече, представители «Роснефти», ВР и пресс-служба президента пояснить не смогли.
По соглашению акционеров ТНК-ВР преимущественное право на ведение переговоров с ВР о выкупе ее доли в компании принадлежит второму совладельцу – консорциуму ААР («Альфа» –Access – «Ренова»). Еще 18 июля ААР уведомил британцев о желании обсудить перераспределение долей акционеров в ТНК-ВР, и с этого момента начался 90-дневный период (он завершается в середине октября) на согласование деталей возможной сделки. ВР вправе вести переговоры и с другими претендентами, но сделка с ними возможна, только если британская компания не договорится с ААР. Все переговоры должны быть добросовестными: предложение, которое в конечном счете выберет ВР, действительно должно быть самым привлекательным как для самой ВР, так и для ТНК-ВР, иначе ААР сможет оспорить сделку в суде, поясняли «Ведомостям» сотрудники ВР.
Сейчас активных переговоров между партнерами нет, говорят два источника, близких к ААР. «Консорциум предложил выкупить у BP 25% ТНК-BP, но BP ответила, что хочет продать всю долю», – пояснил один из собеседников «Ведомостей», добавив, что выкупить весь пакета у ВР консорциум пока не предлагал. ААР по-прежнему заинтересован в проведении переговоров с британской компанией, но та сфокусирована на сделке с «Роснефтью», сетует он. Для ВР госкомпания – более предпочтительный покупатель, считает собеседник «Ведомостей»: такая сделка наверняка будет включать стратегические договоренности. «Кроме того, наемный менеджмент госкомпании будет распоряжаться не собственными, а государственными средствами и, вероятно, сможет предложить BP цену, превышающую рыночный уровень», – предполагает собеседник «Ведомостей». AAР предлагает продать акции только по рыночной цене, добавляет он. Ранее совладелец ТНК-ВР Михаил Фридман оценивал 25% компании в $7–10 млрд.
Представитель «Роснефти» ход переговоров с ВР не комментирует. А сотрудник британской компании уверяет, что переговоры с «Роснефтью» еще находятся в начальной стадии. Руководители ВР собирались представить потенциальным покупателям проект договора купли-продажи (куда претенденты смогут вписать свои предложения) только в начале октября, добавляет источник, близкий к ААР. По словам двух источников, близких к «Роснефти», одобрение сделки советом директоров в ближайшее время не планируется.
Но «Роснефть» уже запасается деньгами: вчера агентство Bloomberg со ссылкой на информацию ряда банкиров сообщило, что «Роснефть» планирует занять до $15 млрд для финансирования сделки с ВР. На конец II квартала на счетах «Роснефти» было $4,5 млрд, а с учетом займа денег на выкуп доли ВР в ТНК-ВР по рыночной цене «Роснефти» должно хватить, подсчитал аналитик Номос-банка Денис Борисов (ТНК-ВР он оценивает в $47 млрд). Покупка обойдется дешевле, если будет и обмен активами. Правда, для разработки наиболее перспективных участков «Роснефть» уже нашла партнеров, отмечает он: соглашения подписаны с норвежской Statoil, итальянской Eni и американской ExxonMobil. Последняя получила три участка в Карском море, на которые в прошлом году претендовала ВР.