Гендиректору Sanoma Independent Media не хватило полномочий

Генеральный директор Sanoma Independent Media (SIM) Елена Мясникова подала в отставку. Она недовольна тем, что финский акционер издательского дома слишком контролирует ее работу
Михаил Геллер
Михаил Геллер / ИТАР-ТАСС

SIM (прежде Independent Media) основан в 1992 г. Дерком Сауэром, его первым изданием стала англоязычная газета The Moscow Times. В 1994 г. был запущен журнал Cosmopolitan (Мясникова начала свою работу в издательском доме как редактор этого журнала), глянцевые журналы стали основным источником выручки компании. В 1999 г. вышел первый номер газеты «Ведомости» (учредителем и издателем газеты ЗАО «Бизнес Ньюс Медиа» на паритетных правах владеют SIM, американская News Corp и британская Pearson). Еще один партнер SIM – американская Hearst, вместе они издают Cosmopolitan, Esquire, «Популярную механику» и др. Sanoma Media купила 100% акций Independent Media в 2005 г. за $185 млн. По оценке аналитического центра «Видео интернешнл», SIM – крупнейший издательский дом в России по выручке, в 2011 г. его рекламные доходы выросли на 10,2% до 4,1 млрд руб.

Уход с должности гендиректора издательского дома Мясникова объяснила нежеланием и дальше пребывать в роли «министра без портфеля»: «Sanoma фактически изъяла большую часть моих полномочий – я вынуждена постоянно согласовывать с ее представителями свои действия, малейшие расходы – вплоть до найма секретаря в редакцию. Из-за бюрократии мы тратим лишние месяцы на запуск новых продуктов». Sanoma стала гораздо больше, чем прежде, вмешиваться в дела SIM в начале прошлого года, говорит она, когда у финской компании поменялось руководство.

«Централизация управления медийными холдингами сейчас происходит во всем мире, издательские компании по каждому шагу советуются с консультантами, проводят внутренние исследования и презентации, – указывает Мясникова, – и вполне возможно, это правильный подход в наши дни, но я лично так работать не хочу, я привыкла к более креативному подходу к этому бизнесу и самостоятельности». Генеральный директор подразделения Sanoma Media в России и Центральной и Восточной Европе Хейке Розенер вчера не ответила на звонок «Ведомостей».

Мясникова руководит SIM с конца 2007 г., пост гендиректора она оставит в середине октября. Сауэр – председатель наблюдательного совета компании, его контракт истекает в конце года, он также может покинуть компанию. Кто их заменит, неизвестно.

В начале прошлого года президентом Sanoma Media стал Харри-Пекка Кауконен, который прежде работал в McKinsey, а затем в Fazer. Заступив на свою должность, Кауконен объявил о необходимости больших изменений в холдинге, развитии новых продуктов, цифровизации. Вслед за Кауконеном сменилось руководство в нескольких региональных подразделениях Sanoma, в них компания сократила часть сотрудников. Этим летом компания пересмотрела прогноз по выручке, сообщив, что выручка останется на прежнем уровне или будет чуть выше, чем в 2011 г., из-за плохого состояния рекламных рынков. Во II квартале этого года по сравнению с тем же периодом 2011 г. выручка Sanoma Media увеличилась на 9% до 646,5 млн евро, но рентабельность по операционной прибыли снизилась с 19,7 до 15,2%. На этой неделе Sanoma объявила о начале программы по сокращению расходов и персонала, которая прежде всего коснется изданий в Финляндии. В рамках этой программы компания проверит все свои региональные подразделения на возможность увеличения их рентабельности, заявил Кауконен.

«Никаких данных о том, коснется ли эта программа реструктуризации SIM, у меня нет, – заявила Мясникова, – но если Sanoma потребует сокращения сотрудников, мне хотелось бы знать причину, почему это необходимо делать в российской компании, которая успешна, прибыльна и чья выручка растет».