Мегапроект “Газпрома” официально приостановлен

Монополист и его бывшие партнеры по Штокмановскому проекту – Total и Statoil – согласились, что сейчас разработка невозможна: слишком велики затраты
Штокман
Штокман

“Газпром” наконец официально признал то, что рынок ждет с начала года: гигантский Штокмановский проект в Баренцевом море приостановлен. На какой срок – неизвестно. Но “на данном этапе” реализация проекта невозможна, заявил сегодня член правления “Газпрома” Всеволод Черепанов, которого цитирует Reuters: “Все стороны пришли к соглашению, что расходы слишком велики, чтобы мы смогли делать это на данном этапе <…> У нас значительные запасы газа... Мы не должны принимать поспешные решения».

Де-юре никаких сторон в проекте уже нет: акционерное соглашение «Газпрома», французской Total и норвежской Statoil истекло еще 1 июля. Осталось юридическое лицо (СП этих компаний) – Shtokman Development AG. Но еще в июне все сотрудники этой компании получили уведомления о сокращении. Представители СП говорили, что уведомления всегда могут быть отозваны – все зависит от решения акционеров. Но источники, близкие к «Газпрому», отмечали, что вряд ли Shtokman Development продолжит свою работу в ближайшее время.

Штокмановское месторождение подпадает по категорию "гигантских": его запасы – 3,8 трлн куб. м газа и 53,4 млн т конденсата (в пределах лицензии «Газпрома»). «Газпром» почти 10 лет пытается начать его разработку. Сначала он решал, как это сделать, потом выбирал партнеров. В 2007 г. победителями стали две европейские компании — Total и Statoil. Предполагалось, что проект будет разбит на несколько фаз. Лицензия останется у "Газпрома". А под первую фазу (с годовой добычей 23,7 млрд куб. м) в 2008 г. был создан Shtokman Development AG (51% у “Газпрома”, 25% у Total, 24% у Statoil). Этот оператор должен был построить инфраструктуру и владеть ею в течение 25 лет.

Несколько лет назад инвестиции оценивались примерно в $30 млрд, добыча ожидалась в 2013 г. Но инвестиционное решение задержалось, добыча перенеслась как минимум на три года. А в начале 2012 г. стало понятно, что с проектом проблемы: экспортный рынок Европы перенасыщен, «Газпром» предложил не поставлять газ в трубу, а сжижать все объемы – чтобы была возможность поставок на другие рынки. Поскольку акционерное соглашение партнеров истекало 1 июля, планировалось, что в июне – на Петербургском экономическом форуме – будет подписан новый документ, «с чистого листа», как говорил предправления «Газпрома» Алексей Миллер. В проекте могут появиться новые участники, добавляли представители «Газпрома». Например, Shell, уточняли источники, близкие к концерну.

А президент Владимир Путин в мае поручал ускорить решение по проекту. "Добычной актив очень большой, мирового значения - Штокман, по которому пока не принято окончательное решение, но нам нужно двигаться активнее", – отмечал глава государства.

И все же новых соглашений так и не появилось. Total до последнего говорила, что все еще заинтересована в проекте. А Statoil недавно списала $340 млн расходов по Штокману (за последние четыре года) и вернула «Газпрому» свои 24% в Shtokman Development. Правда, норвежцы также говорили, что интерес к Штокману остался: сдача акций – это формальность, ступенька к новому договору с «Газпромом».

Сам "Газпром" также заявляет, что не останавливал переговоры. В настоящее время концерн ведет переговоры "с потенциально возможными участниками проекта", заявил "Ведомостям" представитель "Газпрома" Сергей Куприянов. А компания Shtokman Development "как юрлицо продолжает существовать", добавил он.