Российские инвесторы заинтересовались добычей золота и платины на астероидах
Американская компания Planetary Resources, планирующая добывать на астероидах воду, платину и золото, получила первые инвестиции из РоссииI2BF global ventures
управляющая компания. управляет тремя венчурными фондами, вкладывающими средства в альтернативную энергетику и зеленые технологии: I2BF Holdings I, I2BF Venture Fund II, the Russia-Kazakhstan Nanotechnology Fund (совместный с «ВТБ капиталом»). капитализация – $160 млн.
Отом, что управляющая компания I2BF Global Ventures инвестировала в Planetary Resources средства одного из своих фондов, «Ведомостям» рассказал ее управляющий партнер Илья Голубович (сын основателя инвесткомпании «Арбат капитал» Алексея Голубовича). Это подтвердил советник Planetary Resources Майкл Мюррей, отказавшись раскрыть подробности сделки. Среди инвесторов Planetary Resources исполнительный директор Google Ларри Пейдж и бывший директор поисковика Эрик Шмидт, бывший сотрудник Microsoft и космический турист Чарльз Симони, председатель The Perot Group Росс Перо-младший, бывший руководитель Goldman Sachs Джон Уайтхед и режиссер Джеймс Кэмерон. Голубович утверждает, что I2BF Global Ventures – единственный фонд с российским участием в этом проекте.
Сумму вложений он не раскрыл, сославшись на соглашение о конфиденциальности. «Это пока не десятки [миллионов долларов], но мы планируем участие в следующих раундах», – заметил Голубович. Всего I2BF Global Ventures планирует вложить в космическую отрасль, по его словам, до 25% существующих фондов, или более $50 млн.
Planetary Resources объявила о планах промышленного освоения астероидов в апреле этого года. Она собирается уже через два года послать в космос исследовательские спутники, а через 10 лет – начать на астероидах добычу воды и металлов платиновой группы (в том числе золота). Один богатый платиной астероид диаметром 500 м содержит в себе эквивалент всех металлов платиновой группы, добытых за всю историю человечества, рассказывает Голубович. А богатые водой астероиды станут «трамплином» для освоения глубокого космоса, снабжая орбитальные «заправочные станции» топливом и водой, надеется он: доступ к запасам воды в космосе сделает космические полеты существенно дешевле.
Основатели Planetary Resources известны своими космическими проектами. Например, Питер Диамандис создал фонд X-Prize, который в 2004 г. выплатил $10 млн за полет в космос первого частного пилотируемого корабля SpaceShipOne (фонд также спонсировала компания Google). А компания Эрика Андерсона Space Adventures организует частные полеты на Международную космическую станцию. Ранее Андерсон оценивал расходы на доставку к астероиду шести космических станций в $25–30 млн. Средняя стоимость последних миссий к астероидам – на уровне $400 млн, тогда как спутниковая платформа Planetary Resources, Arkyd, позволит достигать тех же результатов за 5–10% от этой суммы, говорит Голубович.
Такие инвестиции своего рода игра, сказал управляющий партнер Almaz Capital Partners Александр Галицкий, участвующий в «космическом» проекте Foundation B612 (собирает средства на телескоп, отслеживающий приближение астероидов к Земле). Если на астероидах будет обнаружено что-то полезное и это можно будет использовать, то это даст толчок новым открытиям в этой области и пониманию того, как функционирует космос.
Такие проекты вряд ли создаются для того, чтобы заработать деньги, по крайней мере, в ближайшем будущем, считает Галицкий. «Частная космонавтика – это, конечно, огромный риск, связанный в первую очередь с деньгами. Но, как бы он ни был велик, он не запредельный», – полагает известный венчурный инвестор (в том числе и российского «Яндекса») Эстер Дайсон (цитата по «Бизнес-журналу»). Дайсон инвестировала в Space Adventures и в оператора суборбитальных полетов XCOR Aerospace. По ее словам, проект Planetary Resources очень дорогой. Но как только компания начнет свою деятельность и приступит к добыче каких-то полезных и необходимых для Земли вещей (не важно, что это будет), цены сразу резко пойдут вниз.
Сама Planetary Resources явно рассчитывает заработать на своем проекте. Андерсон ранее говорил, что на астероиде диаметром 50 м может быть запас платины на $50 млрд. До тех пор пока добыча не приносит дохода, Planetary Resources зарабатывает на лицензировании некоторых своих технологий, развертывании специализированных спутниковых сетей для государственных и частных клиентов, продаже и обработке спутниковых данных, сказал Голубович.