Фридман думает, что ВР блефует
У британской компании нет иных покупателей на 50%-ную долю в ТНК-ВР, кроме российского консорциума ААР, заявил бизнесменГод назад ААР оценивал долю BP приблизительно в $25 млрд, но с тех пор, по словам Фридмана, цены на нефть упали и стоимость акций, принадлежащих британским партнерам, составляет около $20 млрд. Впереди у BP несколько судебных разбирательств из-за срыва сделки с «Роснефтью». ААР считает, что СП потеряло несколько миллиардов из-за ВР, британцы с этим не согласны.
Российский миллиардер и совладелец ТНК-ВР Михаил Фридман считает, что у британской компании BP нет иных покупателей на 50%-ную долю в СП, кроме российского консорциума ААР («Альфа групп», Access Industries и «Ренова»), который он возглавляет. Он обвинил британских партнеров в том, что они пытаются ввести инвесторов в заблуждение, уверяя их в наличии потенциального покупателя.
"Мы сомневаемся, что [заявление ВР] имеет под собой какое-то основание. Они хотят выиграть время, убедить инвесторов", - сказал Фридман в интервью WSJ.
BP объявила, что не отказывается от своих слов, однако так и не раскрыла имен возможных покупателей, хотя после того как она сообщила о своих планах продать половинную долю в ТНК-ВР, прошел месяц.
По словам близких к компании источников, ВР получила предложение от государственного холдинга ОАО «Роснефтегаз». Ни российские власти, ни «Роснефтегаз» этого не подтвердили. По оценке аналитиков, доля BP в совместном предприятии, занимающем третье место в России по объемам добычи нефти, стоит как минимум $25 млрд. На долю ТНК-ВР приходится около трети всей добываемой ВР нефти.
Очевидный конфликт интересов не позволяет понять, что же происходит на самом деле. Однако слова Фридмана указывают на то, что так просто ВР свою долю не продаст: ААР постарается сделать все возможное, чтобы исключить других инвесторов.
По словам Фридмана, ААР по-прежнему готов продать ВР свою долю в СП в течение 5-7 лет, но взамен хочет получить «значительный пакет акций» британской нефтяной компании (10-15%) вместе с денежными средствами. BP исключает такую возможность, не желая, чтобы российский консорциум стал ее крупнейшим акционером. "Они хотели бы, чтобы мы выкупили их долю на тех условиях, что предложили нам в прошлом году, но этого не будет. Это просто дымовая завеса", - сказал человек, близкий к BP.
В мае ААР предложил выкупить у ВР половину ее доли в СП; оставшиеся 25% акций британская компания могла бы продать позже – либо тому же ААР, либо разместить на фондовом рынке, но британцы этот план отвергли.
По словам Фридмана, сейчас консорциум ААР планирует воспользоваться преимущественным правом выкупа доли, предусмотренным акционерным соглашением, и сделать ВР публичное предложение о покупке. После этого в течение 90 дней ВР обязана будет вести переговоры. В британской компании считают, что ей нельзя вступать в переговоры с другими покупателями, пока она не получит предложения от ААР, говорят близкие к ней люди.
По мнению аналитиков, ААР пытается извлечь максимальную выгоду из продажи своей доли в СП, надеясь, что ее место займет какая-нибудь государственная компания.
Однако Фридман повторил то, что недавно сказал один высокопоставленный российский чиновник: правительство России не хочет устанавливать госконтроль над TНK-BP и предпочитает видеть крупную международную компанию на месте ВР, если той не удастся разрешить конфликт с консорциумом. Предложений от зарубежных компаний пока не поступало.
На прошлой неделе Фридман встречался в Лондоне с крупнейшими акционерами ВР, надеясь убедить британцев в необходимости переговоров с ААР.
"Мы хотели донести до инвесторов, что если они ждут увидеть в ВР чек на $25-30 млрд [за долю в TНK-BP], руководство BP ввело их в заблуждение", - сказал Фридман.
Перевела Анна Разинцева