Операторы наружной рекламы не смогли вернуть щиты

Щиты о скором конце света дорого обошлись московским операторам наружной рекламы: столичная мэрия аннулировала их разрешения на использование конструкций, где было размещено сообщение. Крупные операторы Big Board и «Никэ» попробовали оспорить решение в суде, но уже проиграли несколько исков
М. Богодвид/ РИА Новости

Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы оставил в силе решение суда первой инстанции, который отклонил жалобу ООО «Никэ» к департаменту СМИ и рекламы города Москвы, следует из решения, опубликованного в понедельник на сайте суда. «Никэ» пыталась оспорить решение чиновников об аннулировании выданного ей разрешения на установку рекламной конструкции (щита) на ул. Алабяна. Департамент предписал демонтировать этот щит вместе с еще 30 после того, как на них появились плакаты с сообщениями о скором конце света.

В мае 2011 г. в Москве и еще в нескольких российских городах появились щиты со словами: «Так утверждает Библия! Господь грядет 21 мая 2011 ...Крепко вопияли к Богу о Его милости». На щите был адрес сайта FamilyRadio.com, где проповедник из Калифорнии Гарольд Кемпинг предвещал конец света, который якобы должен был состояться в прошлом мае. Московской мэрии щиты не понравились, и чиновники обратились за разъяснениями в управление ФАС по Москве. Размещенное на щитах сообщение вообще не реклама, а религиозное высказывание, решило УФАС и рекомендовало аннулировать соглашения с операторами. Не помогло операторам даже то, что оба они («Никэ» и Big Board) рекламу сняли через несколько дней, еще до появления резолюции УФАС. Договор с операторами разорван, так как рекламные конструкции использовались ими не в целях распространения рекламы, на основании ст. 19 закона «О рекламе», сказал «Ведомостям» представитель департамента СМИ и рекламы. «Никэ» потеряла 8 из более чем 800 своих конструкций, Big Board – 23 из более чем 1000 в Москве.

Это первый случай, когда операторы лишились конструкций из-за содержания размещенных сообщений, утверждают опрошенные «Ведомостями» эксперты и игроки рынка. Ранее мэрия аннулировала договоры с владельцами конструкций прежде всего из-за места их размещения или формата (так, в прошлом году чиновники запретили в Москве все перетяжки).

Операторы подали в московский арбитраж шесть исков к департаменту СМИ и рекламы Москвы и к УФАС. Истцы отрицали нерекламный характер сообщения, указывая, что на щитах помимо цитат из Библии была реклама «бесплатных спутниковых программ», напечатанная более мелким, но читаемым (по требованиям методики самой ФАС) шрифтом. Чиновники, настаивали истцы, не составляли никаких актов о нарушении закона, а суду не были представлены доказательства, на каких именно конструкциях были размещены эти сообщения. В результате в список подлежащих демонтажу конструкций «Никэ» попал даже щит, где такого плаката не было, говорит юрист компании Станислав Дабижа. Судьи эти аргументы во внимание не приняли. Теперь «Никэ» собирается подать кассационную жалобу по поводу щита на ул. Алабяна, а по поводу еще семи конструкций обратиться в Высший арбитражный суд, говорит Дабижа. По двум искам, которые подавала Big Board, есть решения судов первой инстанции не в пользу оператора, по одному из них подана, но еще не рассмотрена апелляция, говорит Наталья Борисова, представитель юридической компании «Право и консультации», которая представляет интересы Big Board.

На наружную рекламу в Москве, по оценке «Эспар-аналитик», в прошлом году компании потратили 17,3 млрд – на 2% больше, чем в 2010 г. Приблизительно оценить масштаб потерь операторов можно на основании того, что одна сторона щита 3 х 6 м сейчас приносит владельцу около 40 000 руб. в месяц, год назад цены были на 15–20% ниже, говорит гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин. Выходит, за год оба оператора могли потерять, по приблизительной оценке, около 15 млн руб.