Крупные компании США с блеском вышли из кризиса
По сравнению с 2007 г. у компаний из индекса S&P 500 выросла производительность труда, прибыль, выручка, объем свободных денежных средств и сократились объемы долговКрупные американские компании с успехом пережили самую глубокую рецессию со времен Второй мировой войны: у них выросла производительность труда, прибыль, объем свободных денежных средств и сократились объемы долгов.
Проведенный газетой The Wall Street Journal анализ данных 486 компаний из индекса S&P 500, которые уже опубликовали финансовую отчетность за 2011 г., продемонстрировал: совокупные продажи, прибыль и число сотрудников превысили соответствующие показатели докризисного 2007 года. Благодаря радикальному сокращению расходов, осторожности при найме персонала, а также увеличению капиталовложений в период восстановления в США и активному расширению бизнеса в более быстро растущих развивающихся странах крупные компании существенно улучшили свое финансовое положение. Они чувствуют себя значительно лучше, чем другие области американской экономики (в частности, малый и средний бизнес), а их доля в национальном ВВП выросла. “Американские компании стали более экономными, скупыми и голодными», – говорит Сун Вон Сон, бывший главный экономист банка Wells Fargo.
Изменение* по сравнению с результатом 2007 г.
Чистая прибыль – 22,7%.
Выручка – 17,1%.
Число сотрудников – 5,1%.
Выручка в расчете на 1 сотрудника – 11,4%.
Свободные денежные средства – 49,4%.
Капиталовложения – 16,3%.
* Для анализа взяты данные из отчетности компаний за 2011 г.
Но улучшение финансового состояния компаний не помогло существенно повысить занятость в США. Значительная часть из 1,1 млн рабочих мест, которые они создали с 2007 г., приходится на другие страны. Аналогичным образом обстоит дело с большей частью из тех денежных средств в размере $1,2 трлн, что за прошедшие четыре года пополнили корпоративные казначейства. Например, две трети из $82 млрд в виде денег и ликвидных ценных бумаг, которыми располагала Apple, по данным на 30 сентября 2011 г., находилось на счетах зарубежных «дочек» компании.
В целом же, согласно анализу WSJ, компании стали более эффективными и производительными. Если в 2007 г. средняя выручка на одного работника составляла $378 000, то в прошлом году – $420 000.
Например, производитель научного оборудования Agilent Technologies, пострадав от кризиса, уволил в 2009 г. 4000 сотрудников (20% персонала); выручка сократилась на 22%, компания понесла убыток. Когда в 2010 г. выручка стала расти, Agilent возобновила наем персонала, но в основном за пределами США – в Китае и Бразилии. Прошлогодняя выручка на 22% превысила результат 2007 г., в том числе благодаря поглощению Varian. Но даже после него в компании работает меньше сотрудников, чем в 2007 г., а свободных денежных средств у нее почти вдвое больше – $3,5 млрд. Компания «крайне осторожно» относится к вопросу увеличения штата, потому что шрамы, оставленные рецессией, еще живо напоминают о себе, говорит Билл Салливан, генеральный директор Agilent: “Этот урок нынешние лидеры промышленности не забудут”.
Что касается капиталовложений, активно наращивать их компании стали лишь недавно; в 2009 и 2010 гг. их совокупный объем был ниже, чем в 2007 г., но в прошлом превысил докризисный уровень на 16,3%. В целом, компании из S&P 500 увеличили инвестиции в 2011 г. на 19% (против 9% в 2010 г.). В результате они составили 5,8% от общей выручки – столько же, сколько в 2007 г.
Agilent увеличила капиталовложения в прошлом году более чем на 50%, со $121 млн до $188 млн.
Характер восстановления экономики благоприятен именно для крупных компаний, отмечают аналитики, тогда как менее крупным все сложнее конкурировать и привлекать финансирование. «Ситуация однозначна: победители против проигравших», – говорит Джон Грэм, профессор финансов из Duke University. Вместе с журналом CFO Magazine Грэм ежеквартально проводит опрос финансовых директоров: согласно мартовскому опросу, представители компаний с выручкой от $1 млрд гораздо оптимистичнее оценивают перспективы экономики США и собственных организаций, чем их коллеги из менее крупных компаний, отмечает Грэм.
Кроме того, анализ WSJ может показывать более оптимистичную картину корпоративного сектора Америки, ведь он не учитывает компании, которые кризис покосил, такие как Lehman Brothers и Circuit City Stores. Многие даже крупные компании продолжают остро чувствовать последствия кризиса. Совокупная выручка домостроительных компаний, входящих в S&P 500, составляет менее половины от пиковых значений прошлого десятилетия.
Оптимизма многим крупным компаниям добавляет транснациональный характер их деятельности. Выручка McDonald's и Starbucks снизилась в 2009 г., но затем восстановилась благодаря быстрому росту продаж за пределами США. Международная выручка McDonald's выросла с 2009 г. на 24% - в три раза больше, чем в США, а у Starbucks – на 35% против 14% в США. Рентабельность тоже выросла, что увеличивает объем денежных средств у компаний. С 2007 г. McDonald's потратила $24 млрд на выплату дивидендов и выкуп собственных акций, и при этом ее денежные средства все равно выросли – на 18% до $2,3 млрд.
Перевод Михаила Оверченко