Работа в России угрожает здоровью и безопасности

Британское правительство должно официально предупреждать компании "о трагедиях, которые могут случиться с ними в России", призвал член парламента Деннис Макшейн в день презентации в Лондоне инновационного центра «Сколково»
AP Photo
AP Photo / Virginia Mayo

Британское правительство должно официально предупреждать национальные компании, что работа в России может угрожать «здоровью и безопасности» сотрудников, считает член парламента от лейбористской партии и бывший министр по делам Европы Денис Макшейн. Об этом он написал в письме Стивену Грину, возглавляющему Британский совет по торговле и инвестициям (UK Trade & Investment – UKTI), который сегодня проводит в Лондоне конференцию в поддержку инновационного центра «Сколково». Об этом сообщает The Daily Telegraph.

"Коррумпированные российские чиновники наносят ущерб компаниям", пишет Макшейн. “Британские компании вступают на опасный путь”, если «полностью не раскрывается информация о трагедиях, которые могут случиться с ними в России», указывает он. “Правительство должно предоставлять британским компаниям официальное предупреждение об угрозе здоровью и безопасности”, так как это позволит компаниям идти в Россию с «открытыми глазами», цитирует газета письмо парламентария.

Макшейн указал на несколько дел, в частности, на дело фонда Hermitage и смерть в СИЗО работавшего на него юриста Сергея Магнитского. Последний обвинил сотрудников правоохранительных органов в хищении из бюджета 5,4 млрд руб. путем подделки документов и кражи у Hermitage нескольких компаний. Кроме того, в ноябре 2005 г. гендиректору Hermitage Уильяму Браудеру, возвращавшемуся из деловой поездки, было отказано в праве пересечь российскую границу — несмотря на действующую до марта 2006 г. российскую визу. Hermitage на тот момент был крупнейшим иностранным инвестором в России с активами около $4 млрд.

“Когда дела шли ужасно плохо, британское правительство не оказало необходимой поддержки” в этом деле, считает Макшейн. Он призвал UKTI «не легитимизировать режим, изъеденный преступностью и коррупцией».

Ранее в интервью “Новой газете” Макшейн отмечал, что развивать деловые отношения с Россией все-таки нужно: «Все мы, члены различных политических партий, считаем, что если юрист, представлявший британских граждан, работавший на британскую фирму, который просто представлял своих клиентов, как это делают юристы и адвокаты по всему миру, в результате оказывается под арестом и умирает в мучениях в тюрьме, - это чудовищный скандал. Мы не говорим, что надо прекращать торговые отношения. Наоборот, я, например, считаю, что надо расширять наши торговые отношения, надо упрощать визовый режим. Я выступаю за улучшение отношений с Россией».

В письме Грину Макшейн также упомянул о других трудностях иностранного бизнеса в России – проблемах у ТНК-BP, IKEA, News Corp. Ikea, в частности, прекратила расширение бизнеса в России: о приостановке инвестиций в 2009 г. заявил президент группы Андерс Дальвиг, сославшись на «непредсказуемый характер административных процедур в ряде регионов». А в ходе проверки в 2010 г. российского офиса шведская компания, известной нетерпимостью к коррупции, выявила «признаки существующей в “ИКЕА мос” практики работы с третьими лицами, использующими коррупционные методы работы». Роберту Дадли, возглавлявшему ТНК-ВР, в 2008 г. пришлось фактически бежать из России, когда обострился конфликт между российскими и британскими акционерами компании; ряду британских сотрудников было тогда отказано в визах.

В письме Макшейн также указал: из страха перед возмездием со стороны российского правительства некоторые бизнесмены, с которыми он встречался, боялись публично признаваться в том, что из-за коррумпированных чиновников у них в России есть проблемы.

Месяц назад Макшейн во время дебатов в палате общин по делу Магнитского и ситуации с правами человека потребовал от правительства Великобритании сообщить премьеру Владимиру Путину, что присутствие того в качестве гостя на лондонской Олимпиаде летом 2012 г. не будет приветствоваться, если Россия не примет меры по улучшению ситуации с правами человека.

"Вызывающее удивление поведение этого парламентария и его публичные заявления можно отнести только за счет плохо скрываемого лоббирования соответствующих интересов и личных мотивов, надо полагать, связанных с его прямой причастностью в составе прежних лейбористских правительств к ухудшению российско-британских отношений", — заявило после его выступления российское посольство.