Сергей Скуратов получил контроль над «Уральскими авиалиниями»
«Уральские авиалинии» избавились от перекрестного владения: 75% компании перешло к ее бессменному гендиректору Сергею Скуратову. Но миноритариев не устраивает сумма сделки – 60 млн руб. Шестой по величине авиаперевозчик России стоит в 75 раз дороже, считают они«Уральские авиалинии»
6-я авиакомпания России по числу перевезенных пассажиров. Перевозки в 2011 г. – 2,513 млн человек (+40% к 2010 г.). Парк – 22 самолета А-320 и А-321 (в операционном лизинге). Финансовые показатели (РСБУ, 9 месяцев 2011 г.): выручка – 13,14 млрд руб., прибыль – 276,18 млн руб., чистый долг – 1,72 млрд руб.
О смене владельца сообщили сами «Уральские авиалинии»: 13 февраля 100%-ная «дочка» перевозчика – ООО «Крылья Урала» – продала Скуратову 74,9% акций материнской компании. Сумма сделки – 59,795 млн руб., говорится в сообщении. То есть 100% «Уральских авиалиний» оценено в 79,8 млн руб.
Компания просто не может столько стоить, «очевидно причинение убытков обществу такой сделкой», негодует директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Денис Спирин. По его словам, один из фондов Prosperity владеет 1,3% «Уральских авиалиний». И вся компания должна стоить порядка 6 млрд руб. – если брать мультипликаторы «Аэрофлота» и «Трансаэро». «Ситуация, когда контроль в компании аккумулируется «дочкой», а потом продается гендиректору, представляет собой наихудшую практику корпоративного управления», – добавляет Спирин и не исключает иски к Скуратову о возмещении убытков.
Если миноритарии докажут, что сделка причинила убытки компании, то шансы на выигрыш в суде есть, отмечают партнеры «Нерр» Илья Рачков и юрфирмы «Юст» Артур Рохлин. Правда, в России пока нет сложившейся практики дел о возмещении ущерба от действий должностных лиц, так что шансы скорее «меньше 50%», оговаривается Рохлин. А признать сделку недействительной вряд ли получится, добавляет Рачков. По сообщению авиакомпании, продажа ее акций одобрялась единственным участником «Крыльев Урала», т. е. «Уральскими авиалиниями». Причем в лице гендиректора Скуратова (он же – руководитель «Крыльев Урала»). По букве закона все чисто, отмечает Рачков: «Уральские авиалинии» не были стороной в сделке, так что одобрения от акционеров перевозчика (не заинтересованных в сделке) не требовалось. Для такой сделки вообще не требовалось одобрение, добавляет юрист.
Скуратов возглавлял «Уральские авиалинии» с момента образования компании в 1994 г. Свою карьеру он начал в 1970-х – вторым пилотом на Ан-2 во втором Свердловском объединенном авиаотряде. К моменту учреждения «Уральских авиалиний» Скуратов восемь лет был командиром этого отряда.
Сначала 51% компании было у государства, остальное – у работников авиалиний. Лично Скуратов получил меньше 1%, о чем топ-менеджер рассказывал в 2004 г. в интервью екатеринбургскому изданию «Деловой квартал». В том же интервью он вспоминал, как велика была угроза рейдерских атак: «В разное время «Уральские авиалинии» пытались заполучить всеми возможными способами самые разные компании – от криминальных до не очень разумных государственных структур». Поэтому «Уральские авиалинии» выбрали самый простой способ защиты – скупку акций на «дочку», «Крылья Урала». Получился «классный замкнутый круг», рассуждал Скуратов: «У нас используется достаточно известная схема, в общих словах она называется «компания контролируется менеджментом».
Когда «Крылья Урала» начали скупку, до конца не ясно: компания появилась в 1997 г., а самая ранняя отчетность «Уральских авиалиний» в открытых источниках – за III квартал 1999 г. Тогда у «Крыльев Урала» было 50,9% авиалиний. Последний госпакет в компании – 13,9% акций – «Крылья Урала» купили в 2001 г., заплатив 30 млн руб. То есть тогда всю компанию «дочка» оценила в 215,8 млн руб. При том что обороты «Уральских авиалиний» были в 8,5 раза меньше нынешних.
Сделка проведена с учетом независимой оценки, заявил Скуратов «Ведомостям», так что юридическая позиция «абсолютно чистая». А сама продажа акций понадобилась, чтобы избавиться от перекрестного владения, ведь это более прозрачная и понятная схема для инвесторов, добавляет топ-менеджер. По словам Скуратова, совет директоров «Уральских авиалиний» обсуждал несколько вариантов ухода от перекрестного владения (в том числе погашение квазиказначейских акций), но «наиболее целесообразным» выбрали покупку акций гендиректором.