Кинотеатрам выписали билет на закрытие
Кинотеатры, которые не будут предоставлять государству данные по продажам билетов, могут быть закрыты на срок до 90 дней. Такую поправку в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) предлагает внести Министерство культурыМинистерство культуры предложило ужесточить меры ответственности кинотеатров за непредоставление в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов и подготовило соответствующие поправки в КоАП, рассказали «Ведомостям» два чиновника и продюсер, осведомленные о законопроекте. Представитель департамента кинематографии Минкультуры отказался от официальных комментариев.
Сейчас кинотеатрам за непредоставление данных в единую систему грозит максимальный штраф в 5000 руб. Минкультуры предлагает при первом нарушении штрафовать кинотеатр на сумму 50 000–150 000 руб., а при повторном либо налагать штраф в 200 000–400 000 руб., либо останавливать работу кинотеатра на срок до 90 дней, рассказал один из чиновников. По его словам, именно последняя мера – закрытие на несколько месяцев – может серьезно испугать кинотеатры.
По закону о едином кинобилете продюсеры и прокатчики получают доступ к единой системе, в которую кинотеатры каждый час в течение дня пересылают данные о продажах билетов: их стоимости, скидках, времени сеанса, названии фильма и др.
Сейчас кинотеатры самостоятельно сообщают кинокомпаниям данные о кассах фильмов и, исходя из этих цифр, передают им около 50% сборов. Но продюсеры и прокатчики подозревают, что кинотеатры скрывают часть проданных билетов. Масштаб «воровства», по словам разных продюсеров, составляет от 25% до половины сборов.
При запуске системы чиновники рассчитывали, что она заработает в полную силу к осени 2011 г. В системе зарегистрировались 1735 кинотеатров, но только 240 из них (а это четвертая часть современных российских кинотеатров) постоянно предоставляют информацию, рассказал Сергей Мокров, заместитель гендиректора Главного информационно-вычислительного центра при Минкультуры (ГИВЦ, управляет системой единого кинобилета). Практически все кинотеатры, предоставляющие данные, входят в крупные федеральные сети, добавил он.
В результате данные по продажам билетов, публикуемые на сайте системы единого кинобилета, в несколько раз отличаются от информации из отчетов прокатчиков. Так, по оценке исследовательской компании Movie Research, которой передают информацию кинотеатры и прокатчики, национальный лидер проката прошлого года – фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» – собрал 912,9 млн руб., а по данным системы единого кинобилета, только 292,8 млн руб. У комедии «Елки-2» разница по кассе почти такая же: 840,3 млн и 262,7 млн руб. соответственно. О сборах самого кассового российского мультфильма – «Иван Царевич и Серый Волк» на сайте госсистемы вообще можно найти две группы данных: в той, где название картины написано через дефис, указаны сборы в 41,1 млн руб., в той, где без дефиса, – 194 млн руб. Movie Research зафиксировала кассу мультфильма в 765,5 млн руб.
Кинотеатры объясняют нежелание предоставлять данные в систему тем, что конкурентам становится доступна информация о том, по какой цене и на какие сеансы продаются билеты. Чиновники настаивают, что подобная детализация чужих данных кинотеатрам недоступна. Кинотеатры станут активнее, как только увеличится их ответственность за непередачу данных, уверены чиновники и продюсеры.