«Лукойл» снова выбрал зарубежного подрядчика

«Лукойл» для работы в Ираке предпочитает нанимать зарубежных подрядчиков. Отечественным компаниям не хватает опыта
N.Jourani
N.Jourani / AP

«Лукойл», разработчик гигантского нефтяного месторождения Западная Курна – 2 в Ираке, отдал почти $1-миллиардный подряд на строительство установки подготовки нефти южнокорейской Samsung Group. Об этом сообщило вчера Dow Jones со ссылкой на иракское правительство, которое также участвовало в отборе подрядчика. Объект должен быть построен в течение 31 месяца за $998 млн, отметил представитель правительства.

В тендере на строительство установки – одного из ключевых объектов на месторождении – участвовало несколько компаний, во второй тур вышли Samsung и российский «Глобалстрой-инжиниринг», рассказал «Ведомостям» представитель «Лукойла». В июне 2011 г. сообщалось, что помимо них в тендере участвовали итальянская Saipem, канадская SNC-Lavalin и индийская Punj Lloyd. Почему предпочтение было отдано корейцам, собеседник раскрывать не стал, отметив, что предложения подрядчиков рассматривались по нескольким параметрам – цене, срокам и качеству работ, учитывался также опыт работы претендентов на месторождениях Ближнего Востока, в частности Ирака. «Лукойл» не дает российским компаниям никаких преференций при выборе подрядчика, подчеркнул представитель компании.

«Глобалстрой-инжиниринг» – один из крупнейших нефтегазовых подрядчиков России (по итогам 2010 г. – в пятерке лидеров по объему выручки). Основной владелец компании – бывший топ-менеджер «Лукойла» Серик Рахметов (строительный холдинг был создан на базе «Лукойл-нефтегазстроя», который в 2004 г. был выкуплен у холдинга Рахметовым и его партнерами). Кроме проектов «Лукойла» подрядчик занимался объектами на Харьягинском месторождении, а также на «Сахалине-1» и «Сахалине-2» (строил нефте- и газопроводы). Сотрудник «Глобалстрой-инжиниринга» лишь подтвердил «Ведомостям», что его компания участвовала в тендере на строительство установки в Ираке.

Российские нефтесервисные и инжиниринговые компании не раз заявляли об интересе к работе на зарубежных рынках. Так, в прошлом году Eurasia Drilling, одним из ключевых клиентов которой в России является «Лукойл» (Eurasia создана на базе бывшего бурового подразделения «Лукойла»), участвовала в тендере на бурение 23 скважин на Западной Курне – 2. Но этот контракт получила американская Baker Hughes. Сумма не раскрывалась, хотя Dow Jones со ссылкой на источники сообщало, что речь шла о $160 млн.

Контракты на нефтесервисные услуги или строительство промышленных объектов на Западной Курне – 2 российские подрядчики не получили, отметил представитель «Лукойла», но они участвуют в выполнении работ по геологическому изучению месторождения. Например, один из тендеров выиграл геологический факультет МГУ, сказал он. Российским подрядчикам не хватает опыта работы в ближневосточных странах, в частности в Ираке, а его наличие является одним из основных параметров заявки претендента, говорит собеседник «Ведомостей».

Россиянам трудно конкурировать с иностранцами не только из-за недостатка опыта, но и из-за дефицита современных технологий, финансовых ресурсов и квалифицированных кадров – их не хватает и для работы в России, отмечает аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров.