Как решить проблему невывоза грузов
РЖД переходит с крупными клиентами на договоры «бери или плати» и требует от них гарантии перевозок до 2030 г.РЖД и ВЭБ вчера подписали с крупными грузоотправителями страны соглашения, предусматривающие принцип «бери или плати». Компании должны будут предоставить РЖД планы по вывозу грузов на несколько лет вперед, а монополия обязуется обеспечить безусловное исполнение их заявок на перевозку, в том числе и за счет расширения инфраструктуры, говорится в тексте соглашения (копия есть у «Ведомостей»). Но если грузоотправитель не сможет обеспечить заявленный объем перевозок, он все равно будет обязан выплатить РЖД инфраструктурную составляющую тарифа. По массовым грузам ее доля – 30–40% от общей цены перевозки, говорит гендиректор Infranews Алексей Безбородов.
Подписать соглашение РЖД предложила 25 металлургическим, химическим, нефтяным и угольным компаниям (см. врез), следует из документа. Кто именно поставил подписи под документом, представитель РЖД сказать не смог. Администрация Кемеровской области, где расположены предприятия нескольких компаний из списка, сообщила, что документ подписан 24 грузоотправителями. Отказалась от подписания UC Rusal, знают сотрудники двух компаний из списка. Представитель UC Rusal от комментариев отказался.
Пока документ носит рамочный характер, конкретные обязательства по объемам грузов и инвестициям РЖД в расширение мощностей будут зафиксированы в контрактах, которые монополия предполагает заключить с грузоотправителями позже, рассказали «Ведомостям» сотрудники нескольких из них. Документ поможет решить проблему с невывозом грузов, полагает управляющий директор по угольному бизнесу En+ Андрей Чурин. В прошлом году она обострилась: как сообщала сама РЖД, если в начале года она не могла удовлетворить лишь несколько процентов заявок, то к осени отказывала в исполнении около трети перевозчиков. В этом компания винила частных операторов, неоптимально управляющих своим парком, и узкие места инфраструктуры, на ликвидацию которых компания просила у правительства более 400 млрд руб.
Промышленники пойдут на заключение контрактов «бери или плати», отметили опрошенные «Ведомостями» сотрудники компаний. Они законтрактуют около 70–80% необходимых объемов, чтобы избежать штрафов при изменении конъюнктуры, объясняют два из них. Однако РЖД хочет, чтобы промышленники представили свои планы по перевозке грузов до 2030 г., а это вряд ли возможно – никто не планирует производственную деятельность на такой срок, указывают собеседники. Грузоотправители готовы гарантировать объем перевозок максимум на 3–5 лет, говорят они. Применение принципа «бери или плати» может быть оправданным только при отсутствии затрат со стороны грузоотправителей на расширение путей общего пользования, подчеркнул представитель «Сибура».
Принцип «бери или плати» – распространенная практика в газовом секторе, так заключаются долгосрочные контракты на поставку и транспорт газа. Такой контракт предусматривает возможность пересмотра его условий – либо в определенный период времени (так называемый арбитражный период), либо при «существенном» изменении рыночных условий. Соглашение РЖД и промышленников также предусматривает возможность освобождения сторон от ответственности при наступлении форс-мажорных обстоятельств, резких колебаниях рынка и замещении согласованных объемов перевозок транспортировкой других видов грузов. Детали механизмов, которые будут использоваться в соглашениях между грузоотправителями и РЖД, должны быть проработаны к 1 мая, отметил сотрудник монополии. Представитель РЖД от комментариев отказался.