Kodak подала заявление о банкротстве
Компания-легенда, инициатор и жертва "цифровой революции" проведет реструктуризацию и сосредоточится на технологиях струйной печатиПроизводитель фототехники, икона эпохи пленочной фотографии со 131-летней историей - компания Eastman Kodak подала заявление о банкротстве и защите от кредиторов своего бизнеса на территории США в Федеральный суд Нью-Йорка по делам о банкротстве, пишет The Wall Street Journal. «Совет директоров и команда управляющих полагают, что это необходимый и правильный шаг, который нужно сделать ради будущего Kodak», — говорится в заявлении исполнительного директора компании Антонио Переса. Компания проведет реструктуризацию, управлять этим процессом будет заместитель председателя совета директоров FTI Consulting Доминик Ди Наполи.
На время реструктуризации компании привлекла 18-месячный кредит Citigroup в объеме $950 млн, за счет этих денег компания будет выплачивать зарплату 17 000 сотрудникам и поддерживать подразделения по работе с клиентами. В ходе преобразований компания хочет избавиться от неприбыльного бизнеса, распродать неключевые патенты и сосредоточиться на перспективных направлениях бизнеса - патентах на цифровые продукты и технологиях струйной печати и хранения информации.
За минувший год акции Kodak потеряли в цене почти 90%. С максимума в $94 за акцию, достигнутого в 1997 г., они скатились к 37 центам 6 января 2012 г. Рыночная стоимость компании сейчас составляет $162 млн. 1100 патентов в области цифровой фотографии, выставленные на продажу, могут стоить $2 млрд.
История Kodak, вековой американской легенды, - классический пример того, как созданный ею же рынок "съедает" компанию-лидера, почившую на лаврах и вовремя не заметившую смену тренда, пишет The Wall Street Journal. Сейчас очевидно, что крах Kodak был предопределен в начале 1990-х, когда компания решила сохранить прекрасно отлаженный и чрезвычайно прибыльный бизнес по производству и обработке традиционных фотоматериалов и проспала цифровую революцию в фотографии. В последнем десятилетии 20 века Kodak потратила $4 млрд на разработку применяющихся сейчас в мобильных устройствах цифровых фототехнологий, но все равно проиграла конкурентам. Первую цифровую фотокамеру создала именно Kodak еще в 1975 г. – это было черно-белое устройство размером с тостер и с разрешением 100 000 пикселей.
В 2004 г. компания начала решительную реструктуризацию на цифровой основе, снесла многие старые фабрики и в 2007 г. получила прибыль в $676 млн. Но разразившийся мировой кризис подкосил ее окончательно.
«Это банкротство огорчило абсолютно всех. Kodak стала одной из немногих марок, заслуживших искреннюю эмоциональную привязанность американцев. Когда-то черно-желтый логотип можно было найти в каждом доме – и все это прекратилось за какие-то пять лет», - говорит профессор фотографии Роберт Берли из университета Ryerson в Торонто. Kodak начала делиться прибылями с рядовыми работниками еще в самом начале 20 века, и в том числе поэтому на предприятиях компании не слыхали о профсоюзах. Работающий на Kodak – часто пожизненно – в середине прошлого века мог вести жизнь среднего класса, не имея высшего образования: иметь несколько автомобилей, выучить детей. Теперь же, пишет WSJ, 25 000 пенсионеров, живущих в родном для компании Рочестере, опасаются, что с банкротством компании потеряют средства к существованию.