«Газпром» присоединил Белоруссию к России
Главный итог уходящего года для «Газпрома» – запуск газопровода «Северный поток». То, что президент Белоруссии Александр Лукашенко однажды назвал «самым дурацким проектом» России, стало главным козырем в переговорах с соседями. Правда, «Газпрому» это стоило минимум $30 млрдЭтот Новый год «Газпром», похоже, встретит без газовых войн: переговоры с Украиной по изменению контракта пока проходят спокойно, а с Белоруссией подписан новый договор – до 2014 г. включительно, который вполне можно назвать сделкой года. Правда, не понятно, кто выиграл больше, – ни один специалист еще не придумал формулу для оценки расходов на геополитику.
«С Россией воевать собрались?»
С 1 января 2012 г. газ для Белоруссии подешевеет почти вдвое. Взамен «Газпром» смог купить 50% «Белтрансгаза», получив в итоге полный контроль над белорусской газотранспортной системой: главная транзитная труба в ЕС – Ямал – Европа – и так принадлежала российскому концерну (он сам ее построил), теперь к ней добавились и остальные газопроводы до западной границы, газораспределительные сети, а также внутренние потребители Белоруссии.
Многие критиковали Лукашенко. Но он нашел чем ответить. «Это обычная, нормальная сделка для нашего государства, – заметил на днях белорусский президент. – Я говорю это в ответ тем, кто заявляет, что мы потеряли рычаг воздействия на Россию. Я спрашиваю: вы что, с Россией воевать собрались?» Суверенитет Белоруссии не пострадал, добавил он: физически труба осталась на территории страны. Плюс теперь есть скидка на газ и гарантированный транзит. Ведь риск потерять эту гарантию существовал: в ноябре Россия запустила первую нитку газопровода «Северный поток» с выходом на Германию, напомнил Лукашенко, на очереди – вторая нитка, и «я думаю, они [русские] реализуют эти планы».
А ведь еще в 2007 г. белорусский президент назвал «Северный поток» «самым дурацким проектом» в истории России, который войдет в Книгу рекордов Гиннесса: «Все – и с севера, и с юга – не воспринимают этот газопровод».
«Утерли нос»
Изменился настрой и на Украине: ведь именно с прицелом на нее разыгрывался «белорусский спектакль», не скрывают сотрудники «Газпрома». Раньше Киев держался за свою газотранспортную систему (ГТС) – намного более мощную, чем белорусская. Но запуск «Северного потока», скидки для Белоруссии, а также обещания «Газпрома» снизить транзит по Украине после запуска еще одного проекта – «Южный поток» через Черное море – сделали свое дело. «Нам утерли нос», – признал в конце года президент Украины Виктор Янукович: строительство обходных газопроводов началось, когда Украина «начала шевелить мускулами, диктовать условия, вместо того чтобы договариваться». В итоге два газпромовских «потока» обесценят украинскую ГТС, добавил президент: «Вместо шума, который был о том, что [ГТС] – это наше богатство, мы получим металлолом». При этом страна продолжает платить «дискриминационную» цену за российских газ.
Белорусский пример не просто задел Украину за живое – он дал Януковичу возможность показать собственному электорату: ничего страшного в сделке с Россией нет, рассуждает чиновник одного из российских ведомств.
За ценой не постоим?
Сколько стоил такой успех «Газпрому», посчитать довольно сложно: не известно, что он потратил бы в любом случае, а без чего мог обойтись. Но если допустить, что все траты – это цена «игры» с бывшими соседями по СССР, то речь идет примерно о $41–42 млрд. Из них минимум $30 млрд – затраты и потери самого «Газпрома» (без учета партнеров).
Первая часть общей суммы – около $30 млрд – стоимость всей системы «Северный поток»: порядка $16 млрд – цена российских газопроводов под эту систему, Починки – Грязовец и Грязовец – Выборг (если складывать инвестпрограммы «Газпрома» за 2006–2012 гг. и пересчитывать по средним курсам каждого года), еще примерно $14 млрд – сам «Северный поток» и газопроводы NEL и OPAL на территории ФРГ (как раз в этих проектах «Газпром» делил расходы с партнерами).
Вторая часть – $11–12 млрд – собственно расходы и потери российского концерна в Белоруссии: $5 млрд на 100% «Белтрансгаза», потраченные в 2007–2011 гг., а также $6–7 млрд недополученной прибыли на скидках по газу в ближайшие три года. В 2012 г. цена для Белоруссии будет $165,6 за 1000 куб. м (по словам Лукашенко, при формуле из старого контракта получилось бы $330–380). А в 2013–2014 гг. стоимость сырья будет привязана к тарифам ФСТ для Ямало-Ненецкого автономного округа, а не к европейским ценам «Газпрома», как раньше.
Еще около $30 млрд может уйти на «Южный поток» – также с учетом российской системы. Плюс позавчера предправления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что в ближайшие месяцы концерн начнет подготовку ТЭО для третьей и четвертой веток «Северного потока» – они удвоят общую мощность газопровода.
К сожалению, «Южный поток» рано или поздно все равно строить придется, отмечает российский чиновник: даже если Москва подпишет соглашение с Киевом и получит долю в местной ГТС, нет никаких гарантий, что Украина потом не передумает – не потому что «они плохие, просто у нас уже есть опыт». Вопрос только в том, как проконтролировать расходы «Газпрома», добавляет сотрудник Белого дома: стройки в России, которыми он занимается сам, всегда дороже, чем те, что реализуются с европейскими партнерами. Но это уже отдельный вопрос – не этого года, оговаривается он.