Второй ежегодный рейтинг юридических фирм

Во второй рейтинг юридических фирм, подготовленный «Право.ru», вошло большинство крупных национальных фирм, а международных стало заметно меньше: они оказались недовольны методикой. И самым престижным стал список фирм, отказавшихся заполнить анкеты

«Ведомости» публикуют второй ежегодный рейтинг юридических фирм, составленный «Право.ru». В первом исследовании было сформировано два универсальных рейтинга: 100 лучших московских и 75 региональных фирм; было составлено и 16 отраслевых рейтингов. В этом году рейтинг претерпел серьезные изменения.

Иностранцев все меньше

До 50 сократилось число компаний (проверены анкеты 250), включенных в рейтинги по статистическим показателям. В них лидеры рынка, разница между компаниями из первой полусотни и остальными оказалась слишком велика, объясняет директор по развитию «Право.ru» Александр Московкин.

Изменился и принцип рейтингования. Исследователи отказались от универсального рейтинга по совокупности критериев, главным из которых была выручка. Юрфирмы уверяли, что их нельзя оценивать по выручке: размер не свидетельствует о качестве услуг. К тому же глобальные компании обычно не раскрывают выручку по национальным офисам, и некоторые мировые гиганты оказались ниже малоизвестных российских фирм.

Сначала исследователи планировали оценивать фирмы по прибыли и выручке на юриста и партнера. Но затем отказались от этой идеи: одни юрфирмы понимают под прибылью выручку за вычетом зарплат и текущих расходов (без учета вознаграждения партнеров), другие – остатки на счетах.

Поэтому появилось просто два списка по статистическим показателям: выручке и числу штатных юристов. Это не рейтинг лучших юрфирм, это рейтинги фирм с наибольшей выручкой или с наибольшим штатом юристов, объясняет Московкин. Предоставленные фирмами данные проверялись по базам Росстата, СПАРК, публикациям в СМИ.

Но и список по выручке получился усеченным: многие компании, в первую очередь международные, хотя и приняли участие в рейтинге, снова отказались раскрыть финансовую информацию по российскому офису. В прошлый раз такие фирмы включались в общий список, но серьезно теряли в местах. Теперь их вообще не оказалось в рейтинге, так что ряды международных фирм серьезно поредели. В 2010 г. в первой полусотне их было 13: Skadden, Arps, Slate, Maar & Flom, Baker & McKenzie, DLA Piper, Linklaters, Allen & Overy, Salans, CMS Legal, Hannes Snellman, Macleod Dixon, Chadbourne & Parke, Debevoise & Plimpton, Noerr, Sameta. В этом году – всего пять: два новичка рейтинга, GBLP (компания настолько плотно привязана к стране, что участники рынка чаще называют ее национальной) и Baker Botts, а также Noerr и Skadden, Arps, Slate, Maar & Flom; появился в списке и новый гигант – правда, не юридическая, а аудиторская компания PricewaterhouseCoopers. В ней выделено юридическое направление, объясняет Московкин.

Еще одно нововведение – рейтинг симпатий, составленный по опросу клиентов. Участники исследования могли назвать пять любых юркомпаний, имеющих, с их точки зрения, наиболее высокую профессиональную репутацию на российском рынке юруслуг, говорит Московкин. Фирма, удостоившаяся наибольшего числа рекомендаций, – «Пепеляев групп» получила 100 баллов.

Гранды в отказниках

Московкин отмечает, что рейтинги по выручке и по числу юристов не всегда помогут в выборе консультанта. Более представительны клиентские рейтинги, в которых юрфирмы ранжированы по отраслям права (в этом году – по 13). В этих списках оценивались качество и значимость проектов. Места не присуждались: фирмы расположены по алфавиту, но разделены на две группы. Наиболее успешные выделены в первую группу. А фирма, которая, по мнению аналитиков «Право.ru», добилась самых значительных успехов в конкретной практике, стоит первой с пометкой «лучшая компания».

Новыми участниками отраслевых рейтингов из крупных международных юркомпаний стали Akin Gump, Baker Botts, GBLP, Beiten Burkhardt, Gide Loyrette Nouel (если не относить к числу юрфирм PricewaterhouseCoopers). Из российских игроков, пополнивших рейтинги, Московкин выделяет «ФБК-право», «Некторов, Савельев и партнеры» и «Князев и партнеры».

Тем не менее и эти рейтинги нельзя считать полными. Исследователи не включали в них фирмы, которые вообще не захотели участвовать в анкетировании, а среди отказников – лидеры российского, да и мирового рынка. Исчезли из рейтингов Allen & Overy, Linklaters, Baker & McKenzie, Debevoise & Plimpton, сетует Московкин.

Им отведены места в списке отказников – юрфирм, которые могли бы занять далеко не самые последние места в рейтинге, если бы предоставили информацию, пишет «Право.ru». В итоге именно этот список получился чуть ли не самым престижным. В нем четыре из пяти компаний, входящих в легендарный magic circle: Allen & Overy, Clifford Chance, Freshfields Bruckhaus Deringer и Linklaters (пятая, Slaughter & May, работает только в Англии), а также Latham & Watkins, Herbert Smith, Baker & McKenzie, Hogan Lovells, Debevoise & Plimpton, Cleary Gottlieb Steen & Hamilton, White & Case, Dewey & LeBoeuf.

«Рейтинг «Право.ru» 2010 г. не отражал реалий рынка юридических услуг в России (в нем нет многих ведущих игроков, а положение других в списке вызвало искреннее удивление), и мы решили отказаться от участия в анкетировании», – передал партнер московского офиса Baker & McKenzie Александр Бычков.

И все же странно, что отказавшиеся от участия в исследовании лидеры мирового и российского рынка не попали в отраслевые рейтинги, говорит сотрудник одной из крупнейших международных юрфирм. «Мы есть на рынке, информация о наших проектах открыта, и исследователи могли сами проанализировать ее, ведь это клиентские рейтинги, которые должны помогать выбирать консультанта», – удивляется он.

Впрочем, несмотря на недоверие к имеющимся сегодня российским рейтингам, участники рынка убеждены, что стране нужен национальный юридический рейтинг. Западные исследования, в том числе наиболее престижные Chambers и Legal 500, охватывают лишь международные фирмы и самых крупных российских игроков (см. врез), говорит глава отдела развития бизнеса Allen & Overy Екатерина Горчакова.

В основу рейтингов должны быть заложены не только финансовые показатели, но также объем и количество успешно реализованных проектов, уверена управляющий партнер Hogan Lovells Оксана Балаян.

Размер компании или прибыльность – не те факторы, на которые обращают внимание клиенты при выборе консультанта, писала ранее редактор Chambers & Partners Кэтрин Макгрегор. Возможно, «Право.ru» стоит провести отдельное исследование именно российских юрфирм, но оценивать их не только по выручке, рекомендует партнер «Некторов, Савельев и партнеры» Александр Некторов.

Выводы

Рейтингованные компании участвовали в проектах, стоимость которых приближается к 1,5 трлн руб., пишет «Право.ru». Выручка компаний, вошедших в топ-50 по Москве, составила в 2010 г. почти 11,1 млрд руб., участников регионального топ-50 – чуть менее 2 млрд, говорится в пояснении к исследованию. Это порядка 40% выручки крупных юрфирм, считает Московкин. В базе СПАРК выручка сектора «деятельность в области права» за 2010 г. оценивается в 73,3 млрд руб., годом ранее было на 20 млрд меньше.

Судя по заработанным за 2010 г. деньгам, юрфирмы-лидеры, как московские, так и региональные, полностью оправились от кризиса, пишет заместитель главного редактора «Право.ru» по правовым вопросам Илья Хороших: если какие-то практики, вроде слияний и поглощений, просели, то падение компенсировалось ростом по другим направлениям.

По арбитражному процессу, корпоративному праву количество участников, приславших анкеты, осталось практически неизменным с прошлого года, продолжает Хороших, а по коммерческой недвижимости, интеллектуальной собственности, налоговому праву и трудовому праву, энергетике – стабильно росло. Особенно выросла активность по антимонопольному праву, международному арбитражу, банкротству – количество участников увеличилось в несколько раз. Таким образом, можно говорить о значительном увеличении этих практик, делает вывод Хороших.