Ростехнадзор хочет проводить внезапные проверки на 1272 предприятиях

Право Ростехнадзора проводить внезапные проверки – в любое время и без согласования с компаниями  – эта служба хочет распространить практически на всю крупную промышленность. Минэкономразвития против, а бизнес опасается усиления административного давления
ИТАР-ТАСС

После взрыва в мае прошлого года на шахте «Распадская», где погиб 91 человек, чиновники обещали усилить контроль за особо опасными промышленными предприятиями. Тогда премьер-министр Владимир Путин потребовал «системных решений, призванных исключить повторение подобных трагедий».

В результате Ростехнадзор получил исключительные полномочия с января 2011 г. Эта служба теперь может приостанавливать работу предприятия без решения суда на 90 дней, а все остальные надзорные ведомства (пожарные, санэпидемстанции и т. д.) – максимум на семь дней. А в июле в законы о безопасности производственных и гидротехнических объектов были внесены поправки, вводящие режим постоянного государственного контроля. Заработать он должен с 2012 г., к этому времени правительство должно утвердить список предприятий, где следует ввести режим. Предприятия будут обязаны обеспечить инспекторам доступ к особо опасным производственным объектам в любое время и по любой причине, следует из закона.

Проект распоряжения правительства с перечнем «режимных» предприятий появился вчера на сайте Минэкономразвития. Документ разработал Ростехнадзор, он проходит межведомственное согласование, объясняет представитель Ростехнадзора. В списке оказалось 1272 предприятия – они, по сути, охватывают всю крупную промышленность (см. врез). Чиновник Минэкономразвития, к которому «Ведомости» обратились за комментариями, был поражен и не скрывал возмущения: «Постоянный контроль означает, что инспектора находятся на предприятии 24 часа, и если вводить постоянный контроль на 1272 предприятиях, то штат Ростехнадзора нужно увеличить минимум на треть». Он вспоминает, что, когда согласовывалась норма о появлении постоянного надзора, речь шла максимум о сотне предприятий, прежде всего атомных и гидротехнических.

В стране около 300 000 особо опасных производственных предприятий и при составлении перечня анализировались показатели аварийности и травматизма по секторам промышленности, объясняет представитель Ростехнадзора. Нарушения требований промышленной безопасности на этих предприятиях могут представлять угрозу жизни. «Вместе с правом приостанавливать работу предприятия без суда инспектора де-факто получают неограниченные полномочия», – беспокоится чиновник Минэкономразвития и обещает, что министерство даст отрицательное заключение. «Ростехнадзор поддерживает вице-премьер Игорь Сечин.

Именно он отстоял право ведомства на 90 дней блокировать работу предприятия», – предупреждает сотрудник аппарата правительства. Но он признает, что расширение полномочий службы противоречит реформе надзорного законодательства, которая была проведена в 2008 г. Правительство будет искать золотую середину, обещает пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков: «Безопасность – приоритет, но и кошмарить бизнес нельзя».

Подобное расширение полномочий Ростехнадзора необоснованно, избыточно и может привести к неоправданному увеличению административного давления на предприятия, говорит представитель НЛМК. Его коллега из «Лукойла» отмечает, что компания привыкла к проверкам, однако новые требования выглядят избыточно жесткими: «Остановить работу нефтедобывающего предприятия на три месяца – значит вывести его из эксплуатации, что спровоцирует дефицит топлива». Избыточны полномочия именно по приостановке деятельности без суда, а разницы между режимом постоянного контроля и тем, который сейчас, нет, считает представитель «Уралхима»: «Инспектор и сейчас может прийти в любое время без предупреждения». А представитель «Камаза» надеется, что благодаря сокращению опасных производств влияние Ростехнадзора на работу предприятия будет минимальным. В остальных компаниях, в том числе «Базэле», СУЭК, Evraz, «Северстали», от комментариев отказались.

Это очередная дубина государства: риски злоупотреблений со стороны инспекторов есть – и существенные, отмечает вице-президент РСПП Игорь Юргенс: «Хотя бороться за промышленную безопасность нужно, доверия к государству нет». Сотрудники Ростехнадзора преуспевают в создании административных барьеров, навязывают бизнесу платные услуги и ограничивают конкуренцию, писала Генпрокуратура по результатам проверки службы в марте – апреле 2011 г. Круглосуточное дежурство инспекторов от аварий не спасет, уверен руководитель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян: «Нужно развивать саморегулирование и страхование ответственности».