РЖД в ближайшие три года получит от государства 107 млрд руб.

В 2012–2014 гг. РЖД получит от государства свыше 107 млрд руб. в уставный капитал, в том числе на олимпийские стройки и на Малое кольцо в Москве. Государственным энергохолдингам выделят чуть больше 47 млрд руб.
А.Махонин
А.Махонин

Вчера Минфин опубликовал проект бюджета на 2012–2014 гг., где раскрыты традиционные взносы бюджета в уставные капиталы госкомпаний – для первоочередных инвестпроектов.

В числе лидеров по господдержке – РЖД и ее «дочки». Только в уставный капитал самой компании планируется внести свыше 107 млрд руб. за три года, из них 47,4 млрд руб. – уже в следующем году.

Главной статьей расходов станут олимпийские проекты РЖД в Сочи: в 2012 г. государство должно купить акции монополии на 21,4 млрд руб., чтобы обеспечить инвестиции для этих строек, в 2013-м – на 24,5 млрд руб. Монополия давно ждет этих денег: еще в прошлом году Белый дом сначала планировал выделить РЖД сразу 60 млрд руб. на Сочи, но потом олимпийский резерв в бюджете 2011 г. был сокращен до 40 млрд.

Еще по 17,64 млрд руб. РЖД будет получать ежегодно в течение трех лет для «реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техперевооружению», гласят материалы Минфина. Детали не уточняются, представитель РЖД раскрывать их не стал. Но сотрудник компании уточняет, что такой резерв планировался на проекты в Москве, включая Московскую кольцевую железную дорогу. РЖД и столичная мэрия в июне этого года уже создали СП под этот проект (у каждого акционера – по 50%). Тогда президент РЖД Владимир Якунин говорил, что оценка всех инвестиций, необходимых для московского узла, – 1,1 трлн руб. с учетом обновления подвижного состава и «такой объем невозможно реализовать без государственной поддержки и софинансирования со стороны Москвы».

Кроме 107 млрд руб. взносов в капитал РЖД должна получить и госсубсидии. На 2013–2014 гг. они не расписаны. А в 2012 г. должны составить минимум 28,8 млрд руб., в том числе 25 млрд руб. – на компенсации по пригородным перевозкам (без учета субсидий для Федеральной пассажирской компании). Однако цифра еще может подрасти: 12 сентября премьер Владимир Путин пообещал РЖД дополнительные 40 млрд руб. субсидий в связи с недостаточной индексацией грузовых тарифов. Пока что такой строчки в проекте бюджета нет.

В помощь энергетикам

Энергетики в 2012–2013 гг. получат чуть больше 47 млрд руб., следует из документа: из них основной объем – 35,5 млрд руб. – в 2012 г. Больше всего в следующем году будет выделено Дальневосточной энергетической управляющей компании (ДВЭУК) – 17,25 млрд руб. Деньги нужны ей на строительство ЛЭП-220 кВ в Якутии протяженностью 1500 км; сетевого энергокольца вокруг Благовещенска и сетей 220 кВ на Камчатке, перечислил представитель компании.

Около 12,8 млрд руб. в 2012 г. расписано для «Холдинга МРСК», из которых 7,7 млрд руб. выделяются на организацию и проведение Олимпийских зимних игр и Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, еще 5,044 млрд руб. – на реновацию кабельной сети в Санкт-Петербурге и реализацию комплексной программы мер по снижению сверхнормативных потерь в распределительных сетях Северного Кавказа. Предполагается, что средства поступят к концу года – в виде вклада в капитал компании (сейчас госдоля – 53,7%), говорит представитель «Холдинга МРСК».

Владелец сетей высокого напряжения – ФСК может рассчитывать в следующем году на 3,25 млрд руб. За счет полученных средств компания профинансирует проект по энергоснабжению объектов саммита АТЭС, говорит представитель ФСК. «Русгидро» получит вклад в капитал на 1,5 млрд руб. По словам представителя компании, на них будет достроена Гоцатлинская ГЭС.

В 2013 г. вклад государства в капитал энергокомпаний планируется снизить до 11,6 млрд руб. (см. таблицу), а в 2014 г. им, возможно, и вовсе не стоит рассчитывать на помощь бюджета: в проекте документа таких трат не предусмотрено.