Автоконцерны смотрят в будущее


Немецкие производители автомобилей премиум-класса на Франкфуртском автосалоне показали потенциальным клиентам плоды двух принципиально разных направлений работы – автомобили, работающие на традиционных видах топлива, и «зеленые» концепты, использующие возобновляемые источники энергии.

Чтобы оплатить все эксперименты с информационными технологиями и альтернативными источниками энергии, европейские производители автомобилей премиум-класса должны не забывать о преданных поклонниках марки. Открытием шоу стало то, что новые «зеленые» автомобили, такие как BMW i3 и i8, далеки от уже успевшего сформироваться представления об электрокарах. К примеру, хотя максимальная скорость i3 не велика, эта машинка разгоняется до 100 км/ч всего за 4 секунды. «Это легкая машинка с очень мощным двигателем и низким центром тяжести, – говорил Кранц. – Я абсолютно уверен, что наши потребители это оценят».

Большинство автомобилей из первой категории представляют собой именно то, что привыкли видеть преданные поклонники немецких брендов: доминантного вида машины, показывающие, что роскошь на дороге ассоциируется с мощью. Таковы новый M5 от BMW, S7 от Audi и SLK 55 AMG от Mercedes-Benz.

Более интригующе и одновременно рискованно выглядели автомобили, рассчитанные на поклонников новых, экологически безопасных технологий. То, что такие машины были в экспозиции каждого производителя «большой немецкой тройки», показывает: все они пытаются понять, чем можно привлечь потребителя будущего.

Mercedes разместил электрокары Smart перед одним из главных входов на мотор-шоу. Внутри у этих машинок есть все, что положено современному хетчбэку B-класса, на их капотах гордо сияет большая эмблема бренда.

Принадлежащий концерну Volkswagen, премиум-бренд Audi во время мотор-шоу собрал ученых и экспертов автоиндустрии на конференцию, посвященную проблемам ближайшего будущего, когда 70% мирового населения будет жить в перенаселенных мегаполисах. Участники сошлись во мнении: вскоре производителям придется пересмотреть все свои знания о том, как продавать машины, из-за нового поколения, которое больше интересуются новыми приложениями для смартфона, чем скоростью разгона автомобиля с нуля до 100 км/час.

Стремление угодить новому потребителю и сохранить старого было заметно на стенде BMW, где созданный из алюминия и карбона концепт электрокара BMW i3, способный разгоняться до 150 км/час, соседствует с новой версией седана BMW M5, оснащенного восьмицилиндровым бензиновым двигателем мощностью 560 лошадиных сил. BMW подчеркивает, что новый M5 стал мощнее, но на 30% энергоэкономнее. Глава BMW Ульрих Кранц заверяет, что i3, как и его старший брат – большой концепт BMW i8, – вовсе не игрушка, разработанная для мотор-шоу. Концепт i3 весьма близок к тому автомобилю, выпуск которого начнется в 2013 году на фабрике в Лейпциге. «Он не будет нишевой машиной, мы говорим о массовом производстве», – подчеркивает Кранц.

Еще недавно тройка крупнейших немецких производителей автомобилей класса люкс делила свою продукцию по следующим параметрам: хорошие, лучшие и превосходные, а также маленькие, средние и большие. Все модели ездили на бензине или дизеле, все были быстрыми, вызывали уважение на дороге и были нашпигованы последними технологиями в области безопасности.

Скачки цен на топливо, перенаселение городов, ужесточающиеся требования регуляторов и меняющиеся предпочтения потребителей стали серьезным испытанием для традиционной бизнес-модели. «Подход, в соответствии с которым мы разрабатывали, производили и продавали автомобили, резко меняется, становится более комплексным», – признает руководитель по продажам и маркетингу Audi Питер Шварценбауэр. Руководители автоконцернов стремятся опередить друг друга в борьбе за симпатии молодого поколения технически подкованных потребителей.

Audi делает ставку на маленькие электрические концепткары. По мнению марки, в будущем для потребителя будет иметь значение не только сам автомобиль, но и его насыщенность информационными технологиями. Концепт марки, привезенный во Франкфурт, помогает хозяину передвигаться в мегаполисе, предлагая места парковок, и, взаимодействуя со смартфоном, подыскивает варианты участия в набирающих популярность программах car-sharing, участники которых готовы брать попутчиков в свой автомобиль, чтобы снизить нагрузку на транспортную сеть.

BMW запустила предприятие car-sharing в Мюнхене и основала фонд объемов в $100 млн для инвестиций в проекты по развитию транспортной инфраструктуры.